Разделы сайта
Выбор редакции:
- Плетем новогодние фигурки из бисера по схемам
- Как и чем вывести клей с одежды — Устраняем свежие и засохшие следы
- С чем носить платье зимой: удачные сочетания
- Как ухаживать за замшевой обувью зимой
- Подарок 7 летнему мальчику
- Как легко сшить детский кошелек для монет в виде брелока?
- Роковой взгляд: все плюсы и минусы наращивания, ботокса и ламинирования ресниц Ботокс ресниц техника
- Макияж на свадьбу: самая торжественная мода
- Логопедический досуг в подготовительной группе - Всезнайки план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- Оригами собачка из бумаги поэтапно
Реклама
Методика развития Монтессори - это что такое? Плюсы и минусы. Методика монтессори для раннего развития ребенка - философия педагогики и разделение учебного пространства Задания по методике монтессори |
Довольно известной и популярной во всем мире системой раннего развития детей, является методика созданная итальянкой Марией Монтессори. Широкое распространение данной системы связано, прежде всего с тем, что главной ценностью воспитания определяется развитие индивидуальности ребенка. На мой взгляд, программа не идеальна, как у и других методик у нее есть свои плюсы и минусы, поэтому если основываться в развитии ребенка только на Монтессори, то можно упустить другие не менее важные направления развития малыша. К примеру, система Монтессори не учит детей социальному взаимодействию, так как каждый ребенок в большинстве случаев занят своей деятельностью. Общение во время занятий сведено к минимуму, так как для их выполнения требуется концентрация, сосредоточенность и внимание, это еще и не позволяет развиваться речевому аппарату малышей. Именно поэтому многие педагоги используют систему Монтессори, как дополнительную базу, к основной программе, которая помогает выработать у ребенка очень важные навыки - самодисциплина, внимание, развитие сенсорики, моторики, логики. Занятия очень увлекательны для детей, учитывают их возрастные особенности. Как проводить занятия по системе Монтессори дома?Вы можете заказать Монтессори на сайте . Материал будет красиво оформлен, к нему прилагаются подробными инструкции с вариантами заданий. Кроме того, вы можете самостоятельно подготовить материалы для занятия. В домашних условиях применять на практики различные игры и упражнения по системе Монтессори совсем не сложно. Предлагаю вам варианты таких домашних занятий: 1) Волшебный поднос - занятие помогает развивать координацию движения ручек ребенка. Вам нужны две емкость - пустая и полная. Наполнять их можно чем угодно - крупы, бобовые, вода. Малыш может пересыпать (переливать, перекладывать) содержимое емкости из одной в другу с помощью свои ручек, потом ложечки, пинцета, китайских палочек. Чем старше ребенок, чем лучше у него развита координация движений, тем более сложный вариант выполнения задания нужно для него подбирать. Очень важно, чтобы во время игры ребенок не просыпал (приливал) содержимое на поднос, учился работать аккуратно, со временем его движения будут более уверенными и точными. 2) Занятия с прищепками - очень доступные вариант игр, который к тому же отлично развивает мелкую моторику. Вариант игры великое множество. Прищепки можно сортировать по цвету, прицеплять их на картонный кружок соответствующего цвета. Для деток обучающихся счету прищепки можно сортировать по количеству - тогда на картонных кружках нужно нарисовать цифры, а малыш будет прицеплять на них соответствующее количество прищепок. Если вы купите прищепки разного размера, то малыш будет сортировать их по размеру. Из них можно строить логические ряды, располагаем разные прищепки в определенном порядке и просим ребенка продолжить ряд (это может быть цветовой ряд, размерный ряд или и то и другое одновременно). Из прищепок можно делать различные поделки - солнышко, ежиков и многое другое. 3) Работа с бумагой - вам нужна бумага разной плотности. Дети до 2-х лет будут просто рвать ее ручками, а малыши постарше аккуратно разрезать ее ножницами. Сначала задание выполняется без каких-либо ограничений, кусочки бумаги режутся хаотично, потом начертить линии, когда они будут получатся ровно, но нарисуйте волны. Со временем усложняйте задание, пусть ребенок учится вырезать различные формы от простых квадратов и треугольников к более сложным фигурам с выпуклыми краями острой и округленной формы и разных пропорций. 4) Волшебный мешочек - очень известная игра. Вам нужен не прозрачный мешочек, в него кладем все, что угодно (кроме предметов, способных поранить). Ребенок засовывает ручку в мешочек и описывая свойства предмета (твердый, мягкий, шершавый, гладкий) должен узнать его. 5) Классификация предметов по самым различным признакам. В игре можно использовать все, что есть у вас в доме. Разделить чайные ложки от столовых, овощи от фруктов, яблоки от груш, носочки по цвету, книжки большие и маленькие тонкие и толстые, игрушки мягкие и нет, большие и маленькие, используйте карточки для игры, их вы можете скачать на сайте в разделе "Детские карточки". 6) Работа по дому - это тоже один из видов занятий по системе Монтессори, пусть ребенок помогает вам по мере своих возможностей, вытирает пыль, моет мол, пылесосит, складывает вещи и игрушки по местам, поливает цветы. 7) Крутилки - умение откручивать и закручивать что-то это один из этапов развития мелкой моторики. Вам подойдут пластиковые бутылки и баночки с крышками разного размера, наборы детских инструментов пластмассовыми отвертками, болтиками и гайками. Современные дошкольные учреждения в числе преимуществ, выгодно отличающих их от многочисленных конкурентов, перечисляют методику Монтессори. Кому-то это словосочетание знакомо, но большинству - совершенно ни о чем не говорит. Система была придумана еще в начале ХХ столетия итальянским врачом Марией Монтессори. Она особенно уже тем, что пережила своего автора и нашла множество последователей. Методика Монтессори оказалась неподвластной политическим режимам и времени. В чем же ее особенность? Система обучения Монтессори основана на принципе свободы, который проявляется в игровой форме обучения и самостоятельных упражнениях ребенка. В основе методики лежит индивидуальный подход к каждому малышу. Взрослый человек – всего лишь его помощник. Занятия по Монтессори проводятся в соответствии с индивидуально разработанным планом для каждого ученика в специально созданной обстановке. Для обучения используют разнообразные пособия, которые позволяют ребенку контролировать себя и анализировать свои ошибки. При этом воспитатель только направляет малыша. Методика Монтессори для детей может применяться как в группах и детских садах, так и в домашнем обучении. Она позволяет ребенку проявить свои личные способности и потенциал. Обучение по Монтессори развивает творческие способности, логику, внимание, память и моторику. Очень много внимания в занятиях уделяется коллективным играм, в ходе которых у малыша развиваются навыки общения и самостоятельность. Характерной особенностью системы является то, что занятия проводятся в разновозрастных группах. При этом младшие детки нисколько не мешают старшим, а, наоборот, помогают им. Автор системы считала, что каждый ребенок по своей природе умный и любознательный, но не всякий попадает в среду, которая помогает раскрыться его способностям. Поэтому задачей взрослого является помощь малышу в развитии, в самостоятельном познании мира, создание для этого подходящих условий. Методика Марии Монтессори предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Самая главная задача взрослого – побудить ребенка к развитию и обучению. Влияние методики на детейОсновное влияние методики на детей заключается в развитии самостоятельной, уверенной в своих возможностях личности. Дети Монтессори не воспринимают обучение как тяжелую обязанность, поскольку занятия проводятся без принуждения, критики или грубого вмешательства взрослого. Главный акцент в системе сосредоточен на том, какие потребности испытывает ребенок этой возрастной категории, на его способностях и уникальности каждого. Обучение по методике Монтессори предполагает, что ребенок испытывает радость от процесса. Связано это с возможностью изучать то, что ему в данный момент интересно. Организация учебного процесса таким образом помогает ребенку расти уверенным в себе и усваивать увиденное с максимальной эффективностью. Методика развития Монтессори позволяет ребенку быть самостоятельным, рано получать практические навыки. Даже малыш, обучающийся по этой системе, может одеться без помощи взрослого, накрыть на стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется тем, что дети решают, что они хотят узнать сейчас и с кем они будут работать в данный момент. Главным лозунгом методики Монтессори является девиз «Помоги мне сделать это самому». Основы обучения
Важнейшим этапом развития ребенка как личности является раннее детство. В этот период получает основное развитие душа ребенка. Если взрослый человек уже воспринимает окружающий мир, частично фильтруя его, то малыш впитывает впечатления, и они становятся частичкой его души. Возраст до 6 лет, согласно методике, является второй эмбриональной фазой развития. Далее наступает этап лабильности, когда ребенок проходит фазу чувствительности. Он становится особенно восприимчив к некоторым процессам окружающего мира, например, к социальным аспектам, движению или речи. Занимаясь интересным делом, в этом возрасте ребенок уже способен к глубокой концентрации. То есть он постигает явление или процесс, вследствие чего формируется его интеллект и происходит развитие личности. Важным этапом развития детей является усовершенствование чувств, для чего им необходимо все пощупать, потрогать или попробовать на вкус. На основании этого автор убеждена, что интеллект малыша развивается не благодаря абстракции, а с помощью органов чувств. Поэтому основу методики раннего развития Марии Монтессори составляет единство ощущения и познания. В соответствии с этим методика Монтессори предполагает специальные учебные пособия и развивающие игры. Например, взяв в руки один шарик в блоке из сотни, малыш способен получить представление о единице и сотне задолго до того, как сможет абстрактно представить себе эти числа. Занятие по методике Монтессори возможно только в условиях специально созданной среды, которая позволяет малышу постепенно становиться независимым от взрослых. Автор методики уверена в том, что атмосфера вокруг ребенка должна соответствовать его росту и пропорциям. Малыш должен иметь возможность выбрать место для занятия, передвинув самостоятельно стол и стул. Даже простую перестановку стульев Монтессори считает тренировкой моторики. Обстановка, в которой формируется личность ребенка, должна быть по возможности эстетичной. Малышу с раннего детства следует научиться обращаться с хрупкими предметами, например, фарфором и стеклом. Такие вещи необходимо держать в доступности для ребенка. Монтессори была убеждена, что важным биологическим принципом жизни человека является стремление ребенка к самостоятельности и независимости от взрослого. В процессе физического развития необходимо помочь достичь малышу духовной автономности. Взрослому отводится роль союзника, который создаст условия для этого, поможет развиваться стремлениям ребенка к познанию. В этом процессе учителем является сам ребенок. При обучении необходимо учитывать, что нет двух одинаковых детей, каждый индивидуален. Поэтому планы обучения должны ориентироваться на конкретного ребенка. Плюсы и минусы методикиНесмотря на множество преимуществ, система не получила повсеместного развития в мире. Связано это с тем, что методика Монтессори имеет как плюсы, так и минусы, которые кому-то подходят, а кому-то нет. К плюсам можно отнести следующее :
Минусы:
Методика в домашних условиях: организация зон и основные правилаМетодика Монтессори в домашних условиях редко применяется. Связано это со сложностью создания всех необходимых зон дома. Целесообразнее выбрать несколько упражнений, которые позволят развить способности ребенка. При этом нужно использовать предметы, находящиеся под рукой. Например, чтобы малыш усвоил понятие объема, можно показать ему два стакана – полный и пустой. Когда ребенок будет переливать жидкость из одной емкости в другую, у него формируется представление о наполнении стакана, об объеме и понятиях «больше» и «меньше». Игры по Монтессори позволяют без труда развить мелкую моторику ребенка. Полезным станет раскладывание пуговиц по цветам или размерам. Чувство прекрасного в малыше разовьет уход за купленным для него комнатным цветком. При этом лучше выбирать цветущие растения. Как приятно будет ребенку, когда цветок, за которым он ухаживал, расцветет. Раннее развитие детей по системе Монтессори в домашних условиях предполагает создание определенной среды, способствующей самопознанию. Необходимо устроить в комнате несколько специальных зон. В одной зоне нужно расположить игрушки. Как таковых игрушек в прямом смысле этого слова система Монтессори не подразумевает. Это означает, что их основная функция – не развлечение, а развитие практических навыков. В начале обучения это достаточно простые предметы – пластмассовый утюжок, набор посуды. Играя с ними, ребенок получает навыки самообслуживания. Позже понадобятся игрушки по методике Монтессори и специальные приспособления, с помощью которых малыш освоит основы счета, ознакомится с количеством, разовьют моторику и внимательность. В другой зоне следует расположить материалы, позволяющие ребенку развить логическое мышление и фантазию. Отдельно можно создать зону реальной жизни, в которой малыш будет учиться самостоятельно мыть, пересыпать, одеваться, рисовать и т. д. Правила развития по Монтессори:
С какого возраста ребенок может начинать занятия?Возраст детей, с которыми можно заниматься по системе Монтессори, определен в соответствии с возрастными группами, которые выделила автор. Он может варьировать в разных школах и группах, но, как правило, возможны занятия с 8 месяцев. Главное условие – ребенок должен уверенно сидеть, а еще лучше - ползать. Примерно к 3 годам детки могут заниматься без мам. Таким образом, система Монтессори подходит в любом возрасте. Распространенные ошибки и заблужденияНа сегодняшний день, решаясь на обучение ребенка по методике Монтессори, можно порекомендовать родителям самостоятельно прочитать книгу Мари-Элен Пляс «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Известным современным пособием к родителям можно назвать книгу этого же автора «Учим буквы по методике Монтессори». К сожалению, сегодня легко столкнуться с непрофессионализмом так называемых последователей Монтессори, которые на самом деле не знакомы с ее системой. Обучение детей такими педагогами может быть основано на плагиате других авторов. Например, некоторые современные преподаватели, как скептически относящиеся к методике, так и, наоборот, увлеченные ею, указывают на то, что Монтессори на самом деле отрицала возможность обучения малыша до 3 лет. Создание групп для деток самого раннего возраста считают распространенным заблуждением, поскольку такие занятия не позволяют развиваться самостоятельности. Ведь присутствие мамы на занятиях исключает это понятие. Главным условием системы Монтессори является создание развивающей среды для саморазвития ребенка. Натуральные материалы Монтессори, дизайн которых почти не менялся со времени создания, притягательны и очень интересны для развития деток. Различная текстура материала соответствует периодам развития ребенка, и помогает развивать моторику, сенсорику крохи, тактильное чувство через ощущения пальчиками рук. Мария Монтессори говорила: «Развивать у детей чувство осязания - значит учить их "видеть руками"». Для развития зрительного созерцания Монтессори предлагала сравнивать и различать различные по форме и цвету кубики и цилиндры, палочки и брусочки. Мебель для малышаПредметы обихода, окружающие нас в жизни не совсем подходят для нормального роста и развития ребенка. Он становится лилипутом в стране великанов. Если у малыша есть своя комната, то родителям следует организовать пространство таким образом, чтобы ему было комфортно и удобно играть, познавая окружающий мир, развивая без ограничения двигательную активность. Приобретите легкие стульчики и столы, удобные шкафчики, тумбочки и комодики - вся эта мебель, подходящая для малыша по высоте, создаст прекрасные условия для развития навыков и умений, ловкости, помогая получить чувство независимости и уверенности. Если же комнаты у малыша пока нет, то можно организовать личное пространство на территории квартиры. Деятельность малыша будет направлена на то, чтобы он сам пользовался этими предметами без ограничений со стороны взрослых. Детские коврики и центры, красочные картинки на стенах с фруктами, овощами, разными животными и пр., детский домик и игровой туннель создадут впечатления, радостную познавательную атмосферу для развития крохи. Развивающая средаИтак как организовать дома развивающую среду по методу Монтессори деткам до года? 1. Расположить материалы, игрушки, пособия и предметы так, чтобы малышу удобно было ими пользоваться. 2. Расположить игрушки и пособия согласно 5 зонам развития:
Прежде чем предоставлять свободу действий ребенку нужно показать, как следует обращаться с предметами. Малыши быстро учатся, повторяя простые действия: открыть, закрыть, взять, дать и пр. Пересыпание круп, переливание воды и раскручивание крышек баночек улучшают координацию движений. Удержание в руках предметов различных форм, рисование пальчиковыми красками и мелками на мольберте развивают тактильные ощущения, восприятие цвета, концентрацию внимания. Сортировка кубиков, каштанов и грецких орехов по разным емкостям, игры с прищепками, которые можно прицепить по краю корзинки, веревки, плотного капрона или ткани, развивает тактильное чувство через ощущения руками.
Включите музыкальное сопровождение. Это могут быть детские песенки, классика или инструментальная аранжировка. Окружите малыша яркими игрушками. Цветная пирамидка, которую он собирает, развивает восприятие цвета, координирует движения, концентрирует внимание. Рисование красками с 3-4 месяцев руками помогает изучать цвета. Яркие пирамидки, матрешки или рамки-вкладыши – развивают внимание и мелкую моторику. Мешочки, сшитые из подручных материалов разной фактуры с различными наполнителями (пшеном, горохом, фасолью, гречкой и др.), звуковым диапазоном и цветом – развивают тактильные и зрительные ощущения, расширяет информационное поле. Обязательно проверьте качество ткани на безопасность. Емкости, в которых находятся специи, листья мяты, какао или кофе – развивают обоняние.
Здесь собраны предметы, обучающие основам математики: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, которые учат счету. Развесьте по стенам картинки с цифрами, математическими символами. Предметы этой зоны учат ребенка считать, сравнивать размер и форму.
Здесь закладываются задатки чтения и письма, расширяется словарный запас. Для этого необходимо организовать игры, развивающие мелкую моторику. Это может быть интересная игра с пластилином - мама разминает шарик пластилина и приклеивает его к поверхности, а ребенок снимает и пробует повторить действие самостоятельно. По методу Монтессори можно сделать пособие: вырезать буквы из шершавой бумаги, например, бархатной, приклеить на твердую поверхность, а малыш пусть обводит их пальчиками. Изучение букв будет происходить через прикосновение.
Здесь закладывается основа познания естественных наук и представления об окружающем мире. Развесьте на стенах на уровне малыша карту мира, картинки с растениями, животными, звездным небом, луной и солнцем. Фото с цветами, овощами, фруктами и др. не только украсят пространство, но и способствуют развитию зрения и памяти. Разместите в этой зоне глобус, наборы фигурок животных, птиц, насекомых, рептилий и пр., разложите книжки этой тематики. Занимаясь, ребенок учится ставить определенные цели, приобретает практические навыки решения задач, методом проб и ошибок, он видит и исправляет свои ошибки. 3. Правило игры. Основное правило- свобода действий . Пусть ребенок сам выбирает, во что играть. Помощь потребуется в том случае, если вы видите, что малыш затрудняется найти себе занятие. Предложите ему поиграть вместе. Не оказывайте помощи, если у крохи не все получается. Выдержите паузу, пусть он справится сам – это развивает характер и интеллект. Деткам интересно изучать свойства предметов, проводить исследования и совсем не важен результат. Мария Монтессори разработала специальную программу работы с детьми, направленную на расширение кругозора дошкольников и привитие им бытовых навыков, которые безусловно потребуются в дальнейшей жизни. Упражнения по методике Монтессори малыши выполняют с большим удовольствием, ведь они полностью вовлечены в этот увлекательный процесс, проходящий в игровой форме. Монтессори всегда подчеркивала значение стимулов для развития соответствующих органов чувств человека. Когда ребенок проходит в своем развитии через сенсорные периоды, крайне важно, чтобы в окружающей его среде он встречал соответствующее занятие. Например, если мы хотим развивать музыкальный слух - нам нужен как минимум музыкальный инструмент, а для развития цветового зрения абсолютно необходимы цветные карандаши и краски. В классе, где дети занимаются по методике Монтессори, основная масса так называемых сенсорных материалов располагается рядом с зоной повседневной жизни. Как и бытовые упражнения, сенсорные занятия идут в русле основной последовательности обучающих шагов: от конкретного - к абстрактному, от развития руки - к развитию мозга, от двигательных и сенсорных упражнений - к , от действий - к умению выражать мысли. В сенсорных упражнениях с материалами Монтессори нередко выделяется одно какое-то чувство с последующим усложнением взаимосвязанных обучающих материалов: например, изучение цвета может начинаться с трех основных цветов, постепенно мы перейдем к семи цветам радуги - к оттенкам основных цветов, к умению их сочетать и получать новые разновидности цветовых решений. Поэтому в наших занятиях с малышом по мере его взросления и освоения определенных умений мы всегда Можем перейти к новой деятельности на основе уже хорошо освоенной, включив свою фантазию и привлекая все новые и новые домашние дела. Вспомните слова Марии Монтессори: «Наблюдайте за своим ребенком и идите навстречу его потребностям»! Никогда не заставляйте ребенка делать то, что хотите вы, - он имеет право на свое мнение. Важно, чтобы он был свободен в изучении материала и мог творить самостоятельно. На этой странице вы узнаете, как заниматься с детьми по системе Монтессори, чтобы привить им различные навыки. Занятия с элементами программы Монтессори на развитие слуховой памятиПроверьте, умеет ли он выделять отдельные звуки? Удается ли ему сортировать звуки по их характеристикам (высокий - низкий, короткий - длительный, звуки птиц - звуки насекомых и т. п.). Упражнение Марии Монтессори «Звуковое лото» рекомендуется ваыполнять с детьми 3-4 лет. Цель занятия - развитие слуховой памяти, умения сортировать по звуку. Для этого занятии с детьми по методике Монтессори потребуется:
Как выполнять задание по программе Монтессори (число игроков ограничено числом больших карт лото):
Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте. Контроль - зрительный (сопоставление рисунка со звуком). Во время занятия по системе Монтессори удостоверьтесь, что ребенок знает названия предметов и животных. Для этого данную игру можно сначала использовать с целью ознакомления ребенка с разными предметами и животными и лишь затем - для изучения издаваемых ими звуков. Кстати, изготовление вместе с ребенком больших и маленьких карточек в ходе подготовки к игре даст вам возможность повторить с ребенком названия всех изображенных на них зверей, птиц, машин и пр., а также познакомиться с новыми персонажами. Расширение деятельности:
Упражнение для обучения детей азам математики по системе МонтессориПроверьте, знает ли ребенок названия геометрических фигур? Умеет ли он их различать? Упражнение « Плоские формы» для обучения азам математики по методу Монтессори рекомендовано для детей 3-4 лет. Цель занятия - научить ребенка по внешнему виду и на ощупь распознавать геометрические фигуры. Это подготовит его к дальнейшим занятиям математикой. Для этого урока по методу Монтессори потребуется три набора геометрических фигур:
Каждый набор с одной стороны должен быть белым, а с другой - цветным, например, зеленый для первого набора, оранжевый - для второго и синий - для третьего. Три дополнительных набора карточек, на которых нарисованы все геометрические фигуры, описанные выше. В наборе № 1 геометрические фигуры полностью закрашены; в наборе № 2 они очерчены толстыми линиями, в наборе № 3 - тонкими. Проводить такое занятие с детьми по системе Монтессори можно в трех вариантах. Вариант 1 - ознакомление с геометрическими фигурами (используем трехпериодный урок Монтессори).
Но если ребенок сбивается, не стоит настаивать и вернуться к этой игре через некоторое время. Вариант 2 - для детей, знающих названия основных геометрических фигур.
Вариант 3 - для детей, уже умеющих раскладывать геометрические фигуры на ощупь. Пусть ребенок возьмет первый дополнительный набор карточек с нарисованными на них геометрическими фигурами и рассортирует их на три группы согласно описанию - прямые стороны, изогнутые стороны, прямые и изогнутые стороны.
При желании во время занятия по методике Монтессори можно повторить эту игру со вторым и третьим дополнительным набором карточек. Упражнение с материалом Марии Монтессори на развитие осязанияПроверьте, может ли ребенок на ощупь отличить ткани различного качества (шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и пр.). Упражнение «Сенсорное лото» подходит для детей 4-5 лет. Цель занятия по методике Монтессори обучение определению качества и формы, развитие осязания. Что нам нужно:
Как выполнять упражнение (для четырех человек):
Контроль - зрительный (совпадение формы геометрических фигур). Во время этого развивающего занятия по методу Монтессори надо быть уверенным в том, что ребенок знает названия геометрических фигур. Если вы сомневаетесь в его уровне знаний, используйте подготовку материалов к игре для ознакомления ребенка с геометрическими фигурами и закрепления его знаний. Расширение деятельности: Вариант 1 Попросите игроков показать на больших картах определенные геометрические формы или сосчитать количество фигур, например кружки или квадраты. Вариант 2 Ребенок постарше может выбирать фигуры на ощупь из одной большой кучи маленьких карточек. В случае несовпадения цвета большой карты и маленьких карточек последние возвращаются в кучу, под низ. Задание по методике Мнтессори на развитие зрительной памяти и мелкой моторикиЗанятие с детьми «Вспоминайка» по методике Монтессори проводится с детьми 5-6 лет. Цель упражнения - , а также тактильной чувствительности и координации движений мышц пальцев рук (мелкой моторики). Для этого занятия по программе Марии Монтессори потребуется:
Как проводить занятие с элементами методики Монтессори (для двух и более человек):
Занимаемся с бумагой по методике МонтессориПроверьте, умеет ли ребенок аккуратно отрывать кусочки бумаги? Может ли пользоваться ножницами, чтобы отрезать часть листа или вырезать какую-то понравившуюся картинку? Это упражнение с бумагой по системе Монтессори проводится с детьми 3-4 лет. Цель урока - улучшить контроль ребенка за мышцами пальцев рук, дать знания о формах и размерах, помочь в освоении терминологии и расширении словарного запаса. Для такого занятия с детьми по системе Монтессори понадобятся:
Как заниматься:
Зрительный контроль - аккуратные края у оторванной или отрезанной полоски бумаги. Во время подобного развивающего обучения по методу Монтессори будьте уверены, что детские ножницы действительно могут резать бумагу (а не только мять и рвать, как это нередко случается!).
Расширение деятельности:
Занятие аппликацией по методу МонтессориОбучение детей выполнению аппликаций по системе Монтессори проводится с детьми 4-5 лет. Выполняя коллаж своими руками, ребенок получает истинное удовольствие. Здесь полный простор для творчества, потому что разнообразие используемых материалов производит различный эффект. Для этого занятия по методу М. Монтессори потребуются:
Как выполнять упражнение:
Посмотрите видео «Уроки Монтессори», чтобы лучше понять, как заниматься с детьми по методике итальянского педагога:
Занятие шитьем с детьми по методике М. Монтессори в домашних условияхЗанятия шитьем по методике Монтессори в домашних условиях проводятся с детьми 5-6 лет. Дети могут начать шить и ранее пяти лет. Подготовкой к шитью в возрасте трех лет может стать нанизывание больших пуговиц или бусин на прочную нить или леску соответствующего диаметра. Пятилетнему ребенку можно предложить шить, используя сильно разреженную ткань (например, канву). Цель занятия шитьем по методу Монтессори – развитие моторики мелких мышц. Такая работа заставляет сосредоточиться и приносит большое удовлетворение. Что потребуется:
Как выполнять такое задание по методике Монтессори:
Аппликация и работа с лоскутками - это тоже достаточно простые занятия с иглой, которые заинтересованный ребенок может легко освоить. Занятие дома по системе Монтессори с плавающими и тонущими предметамиПроверьте, знает ли ребенок, что предметы можно сортировать по степени плавучести? Может ли он назвать предметы, которые плавают по поверхности воды, и предметы, которые тонут? Помогите ему узнать об этом на примере, скажем, фруктов, овощей или различных игрушек, поместив их в воду в ванне или в тазике. Занятия дома по методу Монтессори с плавающими и тонущими предметами проводятся с детьми 3-4 лет. Цель - помочь ребенку запомнить, какие предметы плавают, а какие - тонут. Что такого упражнения по методу Монтессори понадобятся:
Как выполнять задание:
Перед началом такого занятия по программе Монтессори в домашних условиях убедитесь, что ребенок умеет работать с водой, защитите его от намокания специальным водонепроницаемым фартуком. Расширение деятельности:
Развивающее обучение по методу Монтессори: занятие по анатомииОбучение азам анатомии по методике Монтессори проводится с детьми 4-5 лет. Цель - помочь малышу побольше узнать о частях тела и о том, как они работают. Это вызовет интерес к работе его собственного тела. Для этого упражнения с детьми по системе Монтессори потребуются:
Как выполнять задание:
Как заниматься с водой по методике МонтессориОпыты с водой на кухне проводятся с детьми 5-6 лет. Ребенок будет свидетелем разных температурных воздействий на воду и действительно увидит, что вода может быть твердой, жидкой или газообразной. «Кухонные опыты» заставят его наблюдать и спрашивать, а именно это требуется при дальнейшем обучении в школе. Они также помогут понять круговорот воды в природе и его воздействие на изменение погоды, а это - шаг к постижению географии. Для такого домашнего занятия по методу Монтессори потребуется:
Как выполнять упражнение:
Занятия с детьми по системе Монтессори для ознакомления со здоровой пищей«Пищевая игра» проводится с детьми 5-6 лет. Цель игры - дать малышу знания об основных группах пищи, которая нужна человеку; сформировать понятие о здоровой пище. Что потребуется:
Как заниматься:
Расширение деятельности:
Упражнение по системе Монтессори для подготовки ребенка к школеПроверьте, знает ли ребенок основные понятия, относящиеся к теме «время»? Сопоставляет ли он понятия «утро», «день», «вечер» и «завтрак», «обед», «ужин»? Это упражнение по системе Монтессори для можно выполнять начиная с 3-летнего возраста. Цель - дальнейшее развитие чувства времени. Что потребуется:
Как выполнять упражнение:
Постарайтесь отметить все основные моменты ежедневной жизни ребенка, чтобы он впоследствии мог сам себя контролировать. Расширение деятельности: Можно сделать стрелки из плотной бумаги (или картона) и прикрепить их к циферблату (например, маленьким стержнем) так, чтобы они могли вращаться и показывать определенное время. Упражнение для детей на тему «Распорядок дня»Упражнение на тему «Распорядок дня» можно выполнять с детьми 4-5 лет. Этот вариант основной модели «Распорядок дня» поможет ребенку почувствовать связь между событиями в его жизни. Часто в этом возрасте все, что уже произошло, отмечается как «вчера», а все, что будет, - как «завтра». Время является наиболее сложным понятием для ребенка. Чем больше вы будете экспериментировать и обсуждать, тем лучше. Что потребуется:
Как выполнять задание:
Занятия с детьми на тему «Связь событий»Упражнение « Изменение жилища человека» выполняется с детьми 5-6 лет. Цель - помочь ребенку понять связь событий; заставить его думать об изменениях, которые происходят с течением времени, о причинах этих изменений. Что потребуется:
Как выполнять упражнение:
Упражнение с детьми на развитие пространственного воображения и памятиПроверьте, знает ли он, какие комнаты есть в вашем доме (квартире) и что вы можете увидеть в них. Упражнение «План дома» можно выполнять с детьми 3-4 лет. Цель - развитие пространственного воображения и памяти. Что потребуется:
Как выполнять задание:
Зрительный контроль - пройдя с ребенком по дому (квартире), вы должны найти все предметы, указанные ребенком на плане.
Расширение деятельности:
Занятие на тему «Дом, в котором я живу» Занятие на тему «Дом, в котором я живу» выполняется с детьми 4-5 лет. Цель - помочь малышу получить представление, как живут другие люди. Что потребуется:
Как выполнять упражнение:
Видео «Занятия по методу Монтессори» наглядно демонстрирует, как выполняются подобные упражнения:
Статья прочитана 6 612 раз(a). Сегодня существует большой выбор различных систем воспитания и развития ребенка. Много написано книг с разными методиками раннего развития. Открываются садики и школы, которые работают по авторской системе воспитания. Сложная задача стоит перед родителями, так как нужно из большого потока информации выбрать лучшее обучение для своего чада. Монтессори - это система воспитания ребенка, которая была разработана итальянским педагогом Марией Монтессори в первой половине двадцатого века. Кто такая Мария Монтессори? Что это за методика? На каких принципах она основана? Какие нее достоинства и недостатки? Все это можно прочитать в данной статье. МонтессориМария Монтессори - это итальянский врач, педагог, ученый, психолог, работала с «особыми» детьми. Родилась в 1870 году, а в 1952 году ушла из жизни. В 1900 году создала школу для детей с отклонениями в развитии. Ортофреническая школа была первой в Европе с особым уклоном. Программа занятий построена на специальных упражнениях и играх, а также на особых условиях в группах детей. До двадцатого века «особых» людей не лечили, а просто изолировали от общества. Но Мария Монтессори считала, что окружающий мир и среда, в которой находится человек, влияют на развитие. Невозможно вылечить больного с помощью изоляции. Для выздоровления им нужен уход, забота и комфортная обстановка. М. Монтессори разработала специальный комплекс тренировок, чтобы развить моторику пальчиков для деток, которые плохо говорили. Она знала, что именно на кончиках пальцев находятся нервные окончания, благодаря которым можно простимулировать нервный центр в коре головного мозга. Чтобы дети понимали обучение, были разработаны специальные материалы, по которым они могли самостоятельно узнавать и изучать мир. Благодаря школе, многие детки раньше своих сверстников научились писать, читать и считать. Это были поразительные результаты. Уже в 1907 году М. Монтессори открывает еще одну школу, но уже для обычных детей. Школа «Дом ребенка» была построена в самом бедном районе Рима, но со временем стала известна на всю страну. Система раннего развитияНа чем же основана методика Монтессори? Основные принципы:
Активность и свободаКак только рождается ребенок, он стремится стать независимым и свободным от родителей. Монтессори это описывает как главный биологический процесс человека. С ростом тела он получает свободу движения, благодаря движениям он развивается и становится автономным организмом. Именно в этот момент родители должны быть союзниками ребенка и создать ему среду по потребностям и стремлениям. Система Монтессори утверждает, что родитель - это не строгий учитель или наставник, а всего лишь помощник. Взрослые должны помогать, а ребенок должен самостоятельно познать окружающий мир. Он сам себе учитель. Так как у каждого малыша есть своя фаза чувствительности, обучение в школе для каждого индивидуальное. Преподаватели умеют определять подходящую фазу и способны подвести малыша к интересующей именно его деятельности. Было замечено, что дети от трех до шести лет фокусируют свое внимание на деятельности, которая направлена на их развитие. В этот момент у них возникает спонтанная дисциплина, открывается способность сочувствовать, и они хотят помочь другим. Такое психологическое состояние М. Монтессори называет «нормализация». Подготовленная окружающая средаПедагогика Монтессори основана на главном элементе - подготовленной среде. Без этого компонента методика не работает. Только специальная и подготовленная окружающая среда дает возможность ребенку постепенно становиться независимым. Для этого все оборудование в школе или дома должно соответствовать возрасту малыша. Для них очень важно самостоятельно делать самые элементарные вещи: переставить стул, подвинуть стол и т. д. Методика Монтессори поясняет, что благодаря шумным передвижениям предметов развивается моторика. В такой ситуации ребенок учится бесшумно передвигать предметы, чтобы не нарушать спокойствие других. Детский сад Монтессори оформлен элегантно и эстетично, здесь используется даже хрупкий фарфор. Ребенок должен осознавать ценность предметов и уверенно использовать (без страха) деликатные вещи. Школа Монтессори отвечает критериям методики. Помещения не должны отвлекать от работы и развития самостоятельности. Комнаты должны быть студийного типа. Они должны быть светлыми, а цвета интерьера - спокойными. В доступности размещаются раковины с водой, а туалеты для ребенка оснащены подставками. В классе много растений, которые расположены на уровне роста ребенка. Это дает возможность малышу заботиться о них. Чтобы призвать к действию, все материалы стоят в доступном месте, на уровне глаз. Методика развития Монтессори основана на обучении детей социальному поведению, учит учитывать мнение и потребности других детей. Поэтому все материалы в комнате находятся только в одном экземпляре. Здесь ребенок сам заботится о своем окружении и приобретает независимость. Впитывающий разум ребенкаМонтессори - педагогика, которая объясняет возможность детей впитывать всю информацию окружающей среды без особых усилий. Эту бессознательную способность называют впитывающий разум. Именно ребенок может быстро выучить язык, культуру, перенять привычки и обычаи. Эти способности объясняются особой ментальностью и типом психики, которыми владеет ребенок. Если взрослые осознано пытаются освоить знания, то ребенок это делает неосознано, впитывая их с впечатлениями из окружения. Такие возможности есть у детей до шести лет. Поэтому эти годы очень важны для формирования личности. Родители в этот период должны максимально обеспечить эффективным обучением и развитием ребенка, используя способности впитывающего разума. На эту тему Мария Монтессори издала книгу «Впитывающий разум ребенка». В ней она не только рассказывает о данном феномене, но и показывает всю ответственность родителей, которые должны развивать образованность с самого рождения чада. Стадии развитияПо мнению Монтессори, дети делятся на четыре уровня развития. Первый уровень - это возраст от рождения до шести лет. В этот период происходят значительные физические и психологические изменения. В этот момент дети исследуют мир и выполняют работу над развитием себя, приобретают независимость. С 6 до 12 лет - это второй уровень развития. В это период система Монтессори отмечает изменения в физиологии и психике маленького человека. У детей выпадают молочные зубы, становится равномерным рост туловища и ног. В этот момент просыпается необходимость в социализации. Поэтому школа Монтессори создает специальную среду для таких детей в классе, на уроке, снабжает материалами, которые соответствуют возрасту. Родители и преподаватели в этот период должны формировать у детей социальную организацию и интеллектуальную независимость. С 12 до 18 лет - это третий уровень. Монтессори это развитие связывает с половым созреванием и изменениями в психике. В этом возрасте приходит психическая неуравновешенность и возникает трудность в концентрации. В этот период развивается чувство внутреннего достоинства и справедливости. Подросток стремится получить оценку окружающих, ищет свое место в обществе. С 18 до 24 лет - это четвертый уровень. Для этого возраста Мария не разработала программу и очень мало написала про эту стадию развития. Она считала, что раннее развитие Монтессори на предыдущих уровнях дает возможность быть лидером в этом возрасте. Подросшие дети, юноши и девушки, уже готовы к изучению науки и культуры. Она считала, что с помощью работы за деньги в этом возрасте можно получить независимость. Детский сад МонтессориВсе детские сады организованы по методике. Садик принимает детей от двух до семи лет. Группы формируются по интересам и склонностям, а не по возрасту. Преподаватели в обучении используют материалы М. Монтессори. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, кроме того, дети обучаются считать, писать и читать. Садик и школа Монтессори используют один важный метод - это не заставлять ребенка обучаться, он должен учиться без принуждения. В каждой группе от пятнадцати до двадцати человек. Они формируются так, чтобы в каждой было поровну детей разных возрастов. Методика помогает стать самостоятельным и общаться с разными детками. Все пособия и материалы расположены так, чтобы ребенок сам смог воспользоваться ими, не прося помощи. Все помещения детского сада поделены на пять уголков:
Дети сами выбирают угол, где они сейчас хотят заниматься. Материалы для обученияСистема Монтессори рассчитана на то, что дети будут играть с предметами и в такой форме обучаться. Чтобы это делать, не обязательно иметь какие-то специальные игрушки. В детских садах для игр и обучения используются обычные предметы и вещи: ложка, стаканчик, тазик, сито, вода, крупа и т. д. Но есть и особенные игрушки: коричневая лестница, розовая башня, формочки-вкладыши и так далее. Дидактические материалы преследуют две цели:
Все обучающие материалы разработаны так, что дети сами находят свои ошибки и сами исправляют их. Они учатся не только решать сложные ситуации, но и не совершать их. Плюсы методикиМногие родители хотят отдать свое чадо именно в садик с методикой Монтессори. Ее достоинства:
Недостатки методикиУ всех методов есть не только достоинства, но и недостатки. Методика раннего развития Марии Монтессори тоже имеет свои нюансы:
Такая методика подойдет не всем детям. Например, активному ребенку будет скучно в такой группе. Мария Монтессори считала сказки не полезными, поэтому их нет в ее методике. Несмотря на все недостатки, данная методика считается самой лояльной из всех существующих. Подведение итоговШкола Монтессори в Индии занесена в Книгу Гиннеса как самая многочисленная. В ней учатся около двадцати двух тысяч детей. Такую школу в Америке окончила дочка Билла Клинтона, а также внуки Льва Николаевича Толстого. В Нидерландах, Соединенных Штатах Америки, Финляндии школы и детские сады этой методики включены в реестр официальных учебных учреждений. Сейчас школы и детские сады, в которых дети воспитываются по методике Марии Монтессори, в большом количестве функционируют в Китае, Японии, Гонконге, Соединенных Штатах. Существуют такие школы и России, но в малом количестве. Мария Монтессори видела детей своими глазами. Это уникальные дети, наделенные безграничными возможностями и желанием познать весь мир. Умные родители должны уважать свое чадо и не мешать его развитию, создавая ему постоянно развивающую среду. Вот чего хотела психолог и ученый Мария Монтессори. В 2006 году в США проводились исследования детей, которые обучались по данной методике. В исследовании принимали участие дети от трех до шести лет и от шести до двенадцати. В группах проводили познавательную, социальную, академическую оценку, а также итоги по освоению навыков. После проведения исследования было выявлено, что дети школы Монтессори лучше справились с заданиями, чем дети из обычных школ. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как и чем вывести клей с одежды — Устраняем свежие и засохшие следы
- С чем носить платье зимой: удачные сочетания
- Как ухаживать за замшевой обувью зимой
- Подарок 7 летнему мальчику
- Как легко сшить детский кошелек для монет в виде брелока?
- Роковой взгляд: все плюсы и минусы наращивания, ботокса и ламинирования ресниц Ботокс ресниц техника
- Макияж на свадьбу: самая торжественная мода
- Логопедический досуг в подготовительной группе - Всезнайки план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- Оригами собачка из бумаги поэтапно
- Что случилось на самом деле?