Главная - Юбилей
Есть ли у иисуса братья по матери. Сколько у иисуса христа было кровных братьев и сестер и были ли они вообще

Здравствуйте, Николай Павлович!

Спасибо Вам за ответы!

Я тоже так подумал, насчет Серафима и Мотовилова.

Интернет это вообще штука неоднозначная. С одной стороны - очень удобно. Все книги под рукой, можно общаться свободно. А с другой стороны - столько неконтролируемого шлака, что просто жуть берет.

Начал читать Евангелие от Марка. И понял, что не знаю, кто такой Марк. Среди апостолов его имени не увидел. Я так понял, что было не только 12 апостолов - были еще апостолы "второй волны"? А на скольких человек снизошёл "Огнь Небесный" в день Пятидесятницы? И правда ли, что был ещё один Иуда - в моей Библии он, по-моему называется Фаддей. Вчера в храме на катехизисе мне сказали, что Иуде Фаддею молятся в безвыходных ситуациях - он как-то по особому исповедует нас перед Господом.

Возникли ещё такие вопросы:

1. В Евангелии от Марка нашел абзац, когда Спаситель приходит к себе на родину и Его там не признают: "вот Матерь Его и братья его". У Иисуса были братья? Или тут имеются в виду не родные братья, а двоюродные? Там даже перечисляется: Иуда, Иосий, Симон... Не Апостолы ли это?

Среди Апостолов были родственники Христа?

2. А почему Иаков и Иоанн были названы «Воанергес», то есть «сынами грома»? Что это означает?

3. Встречал такое толкование: мол, Матерь Божья тоже грешила иногда - пришла с братьями Иисуса (не родными?), когда тот учил народ. И, мол, Она хотела показать так своё влияние на Сына. То же пишут некоторые толкователи по поводу брака в Кане - мол, Мария хотела показать, что Она влияет на Сына, продемонстрировав своё непослушание, заставив Сына превратить воду в вино, хотя тот всячески намекал Ей, что не надо этого делать: "Что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой". Понимаю, что такое толкование неверно. Да простит меня Божья Матерь и Иисус Христос, что я повторяю слова нечестивых.

4. А где можно почитать про жизнь Приснодевы Марии? Какой труд наиболее адекватен, на Ваш взгляд? Тот же вопрос об Иосифе. Кстати, о нём вообще мало слышно. Почитается ли он за святого? Думаю, что как земному отцу Иисуса и мужу Матери Божьей, ему пришлось нелегко. Взять хотя бы тот момент, что он не имел с женой супружеских отношений. Да и вообще - быть возле Спасителя и Его Матери - громадная ответственность.

5. Ирод, избивший 40 тысяч младенцев и Ирод, отсекший голову Иоанну - это разные люди? И вообще - какое было политическое устройство Иудеи? Я так понял, что Понтий Пилат был римским наместником, то есть иудейские цари, тот же Ирод, были второстепенны в своих решениях, а главным был прокуратор? И было ли так на момент рождения Иисуса?

6. В какой книге можно наиболее адекватно почитать о житиях Апостолов? И есть ли вообще такая книга? Или сведения разрозненны? Если да, то можете перечислить известные Вам источники?

С любовью во Христе,

Здравствуйте дорогие Юля и Саша с Ксюшей и Олей!

Саша, отвечаю по-порядку на вопросы твоего письма.

Евангелист Марк, был апостолом из семидесяти (вторая группа апостолов), также как и евангелист Лука. Марк был последние годы с ап.Петром. Евангелие от Марка, это то, что благовествовал ап.Петр, его учитель.

В Деяниях апостолов указано о сошествии Святого Духа на группу учеников около 120 человек.

Ап.Иуда-Фаддей, брат Иакова - "братья Господни", апостолы из 12.

Среди 12 апостолов были Иаков (Алфееф), Иуда-Фаддей-Левий (брат его) и Симон Кананиит. Такие же имена носили трое из "братьев Господних" (Иаков, Иосий, Симон, Иуда). Нетрудно видеть по четырем Евангелиям, что матерью их была Мария Клеопова, двоюродная сестра Божьей Матери, т.е. были они троюродными братьями Господа Иисуса Христа, как и Иоанн Креститель, сын Елизаветы, другой двоюродной сестры Божьей Матери. До сих пор нет единого мнения о том, кто был Симон Кананиит. Прозвище Кананиит указывает на то, что он из Каны, куда на брак приглашен был Иисус с учениками, а Матерь Его была там, как хозяйка (видно из того, как Она говорит прислуживающим на свадьбе: "сделайте так, как Он вам скажет"), т.е. Она была родственно близка жениху. Жених же был из учеников Иисуса, иначе трудно объяснить приглашение Иисуса со всеми Его учениками (тогда их было еще очень много). Поэтому ежели бы это был ап.Симон, то все стало бы понятно. Совпадение того, что он, родственник Марии, и носит имя одного из братьев Господних, дает возможность предполагать, что он и есть один из них. Единственное, чего не достает, это свидетельства кого-либо из евангелистов о его родстве. Однако, если бы не было у нас письма ап.Луки о Деяниях апостолов и письма ап.Павла Галатам, то из Евангелий мы бы не узнали и о том, что Иаков и Иуда братья Господни. Из смирения они себя так не называли. Более того, и ап.Иаков и ап.Иуда, в отличие от ап.Петра и ап.Павла, в своих посланиях не называют себя апостолами, но лишь "рабами Господа Иисуса Христа". Однако, и не вызывающий сомнения об апостольстве, ап.Иоанн также не называет себя апостолом, но "старцем" и "соучастником в скорби и царствии и в терпении Иисуса Христа". Православные богословы вывели из этого, что ап.Иаков и ап.Иуда, чьи послания у нас имеются, были апостолами из 70. Однако достаточных оснований для этого нет. Более того есть веские аргументы для первого мнения. А именно, Господь Иисус ясно выразил Свое мнение в отношении того, как Он видит Свое кровное родство: 1) всегда подчеркивал, что "Он есть Сын человеческий", относя Себя т.о. ко всем расам и народам, а не к евреям только; 2) публично исповедовал, что не кровь и плоть для Него являются причиной родства, а "исполняющий волю Божью, тот Ему и мать и брат и сестра"; 3) однако даже тот, кто "и исполнит все, повеленное ему, должен о себе говорить, что он есть раб недостойный, ибо сделал лишь то, что должен был сделать".
Почему ап.Петр и ап. Павел тогда себя так называют?
Ап.Петр - потому, что его выделил среди всех Сам Господь, на нем основав Церковь Свою и приказав ему "поддерживать братьев своих"; ап.Павел - потому, что его особым образом отдельно от всех избрал Господь, а кроме того, Павел вынужден был подчеркивать это тем, кто знал только о двенадцати апостолах.

Согласно преданий, Божья Матерь была единственным долгожданным (50 лет ожиданий!) ребенком в бездетной семье Иоакима и Анны. По обету, данному ими Богу, они посвятили свою дочь, Марию, Богу, отдав Ее в 3 года на воспитание в храм, где Она пребывала до 14-летнего возрас та. В 14 лет, по еврейскому закону, девушка считалась совершеннолетней и в храме содержаться уже не могла. Мария же, возлюбив Бога паче жизни, посвятила Ему свое девство (впервые у евреев), т.е. принесла Ему обет целомудрия, и Бог принял этот дар. В связи с этим у священников храма возникла трудноразрешимая дилемма: Марию, по закону, нельзя было содержать в храме и в то же время нельзя было отдавать замуж, в виду данного Ею обета. К тому времени родители Ее умерли и Она была круглой сиротой, в виду чего Ей следовало выйти замуж. Дух Святой надоумил священников и они решили отдать Деву Марию под опеку достойному старцу, который будет мужем Ей по закону, но по плоти будет Ей лишь опекуном. Призвали они нескольких старцев, чудесным образом жребий пал на 82-летнего старца Иосифа. Существуют поздние идеологические натяжки на то, что Иосиф был молодым мужчиной. Этому можно противопоставить следующие аргументы: 1) священники прекрасно понимали, что такового молодого мужчину, согласившегося быть только опекуном, в их менталитете найти невозможно; 2) еврейский закон не позволял такого брака, ибо молодой мужчина, с которым жена не будет находиться в телесной связи, имел полное право для развода; 3) со стороны жены подвергать своего мужа такому испытанию было бы по меньшей мере бесчеловечно, а на таковое Пресвятая Дева бы не пошла, ибо "Она есть Самое Доброта".

Бог часто избранников Своих называл вторым именем, которое отражало основное свойство данной ему благодати и их характер: Аврама - Авраамом, Сару - Саррой, Иакова - Израелем, Иоанна Крестителя - Илией, Симона - Петром.
О характере этих двух братьев, Иакове и Иоанне, можно судить по тому, например, что увидев непринятие Господа одним самарянским селением, они предложили Иисусу позволить им "вызвать огонь с неба, чтобы попалить их, как и Илия сделал". Т.е. они имели характер, подобный пороху или молнии.

Никто так не возлюбил Бога, как Мария Дева Пресвятая Богородица, поэтому Она Матерь Иисуса Христа не только по плоти, но, как сказал то Он Сам ("кто исполняет волю Отца Моего Небесного, тот Мне и мать и брат и сестра"), и по духу, ибо никто с таким совершенством не исполнил воли Божьей, как Она. Божья Матерь есть единственный человек, подобный нам, но зачатый и родившийся без первородного греха, и не совершивший за Свою жизнь ни одного греха. Мария Дева вместе с Сыном Своим добровольно соделалась Соискупительницей мира: никто, кроме Сына Ее, не понес таких тяжких страданий, как Она. За кого Она терпела, ни одного греха не совершившая? - за нас, за каждого человека, ибо за каждого человека Сын Ее и Бог пролил Свою святую Кровь. Потому Она и превознесена Богом выше всего творения, Она - Царица Небесная, только Ее молитвами и Ее святым предстательством спасается всякая тварь, и каждый дар, который кто-либо из людей на земле приемлет, невидимо подается из Ее святых и пречистых рук.

Эпизод на свадьбе в Кане галилейской показывает нам то необычайное доверие, какое имеет Божья Матерь к Своему Сыну. Показано это для того, чтобы и мы учились у Нее этому необходимому для нас качеству в контакте с Иисусом Христом, Всемогущим Богом. Показано также и для того, чтобы убедить нас в том, что доверие Богу понуждает сотворить Им и то, что в настоящий момент Им не планировалось, т.е. "исполняет Бог желание уповающего на Него", как говорится то в Псалмах, порой, как было то с Марией Девой, ускоряя происшествие событий во времени.

Пресвятая Дева, как Самое Доброта, желала праздничного веселья на свадьбе, а вина, которое в том регионе было просто необходимым элементом праздничного стола, по бедности хозяев было немного и оно уже закончилось. Свадьба, как видно, была в самом разгаре. Можно представить себе стресс жениха и его близких.
А кто может так сострадать другим, как Божья Матерь: даже в таком (для нас) прозаическом деле? Однако, Она во всем желает людям добра, даже в делах обыкновенных. Вина нет на свадьбе. А где его сейчас достать, даже если бы и были деньги? Тогда скоростных авто еще не было и круглосуточных магазинов тоже. Ситуация в то время практически безысходная. К кому прибегают в ситуациях безысходных? - к Богу. Вот Божья Матерь и просит об этом Бога, Своего Сына. Просьба эта, думаю, шла от Нее, как сопереживание бедным молодоженам, оказавшимся в такой безнадежной ситуации. А для нас приводится Духом Святым для научения любви ко Господу, Пречистой Его Матери и друг ко другу.

Что касается эпизода, когда Богородица пришла к Сыну с братьями, то согласно Евангелию, в народе (думаю, что, как и всегда, иудеи) говорили, что Иисус "вышел из Себя", т.е. обезумел. В таком случае по еврейским правилам Иисуса могли насильно связать и закрыть в заточеньи.
Услышав такое и сразу поняв с какой целью иудеи такое распространяют об Иисусе, "братья и сестры" Иисуса предложили Его Матери пойти с ними к Иисусу, чтобы уберечь Его от нападения иудеев. Почему попросили пособничества Матери? Возможно, думали, что их Он может не послушать. Иисус же, используя посланный Ему Отцом случай появления Его близких с таким делом, использует его для научения нас истине об отношениях Его с людьми. Для Него "плоть и кровь" (т.е. даже близкие по родству люди) имеют лишь такое значение, какое значения для них имеет исполнение воли Божьей, "Отца Его". Кроме того, указывая на сидящих вокруг Него учеников, успокаивает Своих близких, что как и они, "Его Матерь, братья и сестры", Его могут защитить и Его ученики. Однако и тут еще раз неявно указывает на то, что все, что происходит с Ним, находится под пристальным вниманием Его Отца и т.о. с Ним ничего не может произойти лишь по людской воле, какие бы хитрые планы они не замышляли. Нам же еще и показывает, что Матерь Его с братьями и сестрами Его, исполняют волю Его Отца, а значит и Его волю.

О Пресвятой Деве Богородице Марии и в католической и в православной литературе есть книги "Земная жизнь Пресвятой Богородицы". Видел я ее название и в интернете. Написана она на основании преданий и высказываний св.отцов Церкви, однако много и "художественных приемов", есть также высказывания гипотетического характера (например, о том, что св.Иосиф имел от первого брака сыновей и дочерей, о которых и упоминается в св.Евангелиях, что, однако не имеет достаточных оснований).

Святой Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии Богородицы, земной отец Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, глава Святого Семейства: скромный и кроткий труженик, исполнением воли Божьей превзошел всех, ибо Бог ему доверил заботу о земной жизни Своего маленького Сына Иисуса Христа и Невесты Святого Духа, Пречистой Матери Иисуса, Пресвятой Девы Богородицы Марии. И он достойно исполнил волю Отца Небесного. Согласно преданий, умер в 102 года, когда Иисусу было 20 лет.

Ирод Великий, при котором родился Иисус и который, желая Его убить, умертвил всех детей до 2-летнего возраста в Вифлееме, умер спустя несколько месяцев (в окресности Пасхи) после рождения Господа (4 год до н.э, поэтому точная дата рождения Спасителя смещена относительно 1г. нашей эры на 4 года; я читал когда-то математическое доказательство (конца 19 века) этого факта, основывающееся только на пророчествах и точных подсчетах лунных циклов). Скрывавшееся от его преследования Святое Семейство находилось в это время в Египте. После смерти Ирода, они вернулись в Назарет, в дом Иосифа, где и жили раньше до рождения Спасителя.

Ирод, убивший Иоанна Крестителя, был современник Господа Иисуса Христа.

Римский прокуратор (губернатор) Понтий Пилат имел действительную власть, т.к. располагал войском. Боялся, однако, интриг местной знати, которые с помощью денег могли быть способны на многое. Согласно преданий, был отправлен римским императором в ссылку за противоправное осуждение Иисуса Христа на смерть.
Смертельно заболевший император послал свою няню в Палестину к знаменитому целителю Иисусу, но она успела лишь встретить Его, влачащего Крест. Вытерев Его окровавленный лик своим белым платком, обнаружила потом на нем отпечаток Божественного лика Спасителя в терновом венце, который и привезла императору. Император был очень огорчен, что няня не имела возможности попросить Иисуса об исцелении его. Развернув платок и взглянув на изображение, он был так поражен, что поцеловал его. Тотчас исцеленный, он потребовал к себе Пилата для отчета и строго осудил его на изгнание, лишив его всех прав и полномочий.

О жизни святых апостолов Иисуса Христа можно прочитать в Житиях Святых. К сожалению, до сих пор нет отдельной книги с их жизнеописаниями. Имеются сведения о них и в интернете, переписанные часто из Житий.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем, НПК.

В начало переписки.

В Библии говорится, что мать Иисуса была девой на момент рождения, и поэтому нет вопроса о Его настоящих родителях: Иисус был сыном смертной матери и Божественного Отца. Однако, нигде не говорится, что она оставалась девой до конца своей жизни. Она была уже помолвлена, когда узнала о том, что избрана в качестве матери Спасителя, а Иосиф узнал, что ему предстояло стать опекуном ребенка.

Хотя некоторые христиане утверждают, что братья и сестры Иисуса была детьми Иосифа от предыдущего брака, Писания подтверждают обратное, поскольку Иисуса называют Единородным Сыном от Отца, но первенцем Марии. Это определенно означает, что после Иисуса у Марии были другие дети, но Бог уже не был их отцом.

В Матфее 13 немного говорится о братьях и сестрах Иисуса:

55 Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?

56 И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это?

57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

Конечно, известно, что Иосиф был лишь приемным, а не биологическим отцом Иисуса, но в вышеприведенных стихах упоминаются четыре брата и сестры во множественном числе. В 57 стихе также дается намек на то, что не все было гладко в доме Иисуса. Иисус упоминает о том, что пророк не имеет чести в своем доме, подразумевая, что по крайней мере Его братья не признавали Его божественности. В Иоанне 7:5 об этом говорится напрямую: “Ибо и братья Его не веровали в Него”.

Это подтверждается и тем фактом, что, умирая, Иисус назначил Апостолу заботиться о Его матери. Присутствуй при этом Его братья, и поддержи они Его миссию, они были бы теми, кто стал бы заботиться о Марии.

К счастью, после воскресения Спасителя Его братья покаялись и стали тем, кого мы сейчас называем христианами. Иаков достиг важного положения в Церкви, после того как увидел своего воскресшего брата, и стал автором одной из книг в Новом Завете: “Потом явился Иакову, также всем Апостолам” (1-е Коринфянам 15:7).

Возможно, Иаков, брат Иисуса, занял место другого Апостола, тоже Иакова, который был братом Иоанна и был убит Иродом Агриппой. Нам известно, что брат Иисуса стал Апостолом, благодаря посланию Павла к Галатам: “Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня” (Галатам 1:19).

Его брат Иуда тоже написал послание, которое включено в Библию, и называет себя братом Иисуса: “Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцом и сохранены Иисусом Христом” (Иуда 1:1).

Исследователь Джеральд Н. Ланд добавляет: “В Новом Завете ничего не говорится о Симоне и Иосии, но в древней летописи, сохраненной для нас ранним церковным историком Евсевием, говорится, что Симон впоследствии стал епископом церкви в Иерусалиме и в конце концов был распят во время римских преследований при императоре Траяне”.

Источники:

Карлфред Б. Бродерик, “Братья Иисуса: любить неверующего родственника”, Лиахона, март 1987 г., стр. 50

Роберт Дж. Мэтьюс, “Мария и Иосиф”, Лиахона, декабрь 1974 г., стр. 13

В издательстве «Русский хронограф» находится в печати книга монахини Александры (Мушкетовой) «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и его родственников по плоти», рекомендованная к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Спасителя нашего в Его земной жизни окружали люди: семья, ученики, народ, а также враги... Случайно ли они оказались рядом? Или это был промысел Божий? Как сложилось генеалогическое дерево семьи Господа Иисуса Христа? Проследим его не только от «корня» - Адама, но и по «ветвям и отросткам». Например, в каком родстве были Пресвятая Богородица со свв. правв. Елизаветой и Иосифом Обручником? Кем доводятся Спасителю свв. Иоанн Креститель и апп. и евв. Иоанн Богослов и Матфей, кто такие «братья Господни»? Переплетения «ветвей» святого древа исследованы на фоне евангельских событий. Построены генеалогические схемы семьи Господа Иисуса Христа, а также - ап. Петра, апп. и евв. Марка и Луки, родственников ап. Павла и др. (12 схем). В книге приведены житийные рассказы о них. Материал изложен доступным простым языком, что делает описание понятным и интересным для широкого круга читателей.

Генеалогия семьи Иисуса Христа (Фрагмент)

Ответы на вопросы, часто задаваемые в процессе работы над книгой

1. Как возникла идея написания книги?

В Евангелии, Священном Писании, Житиях Святых и других библиографических источниках много сведений, которые можно уложить в родословные системы. Я попыталась строить локальные ветви: потом заинтересовалась и целенаправленно стала отбирать имена Святых и их житийные материалы, соединять родословные ветви, по возникающим вопросам искать недостающие звенья. Получались генеалогические схемы святых семейств.

Вопросы были такого порядка: как соединились на Пресвятой Деве Марии ветви царственного дома Давида от колена Иудина и священнического рода от колена Левиина, в каком родстве Пресвятая Богородица и Прав. Иосиф Обручник, кто такая Саломия (родственница Девы Марии, имеющая поле возле Вифлеема), кто первая действительная жена прав. Иосифа и их дети, в каком родстве с Господом находятся свв. Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и др.? Встречающиеся сведения я систематизировала по общности, например, по семьям. Было просто интересно. Радость открытий переполняла меня, не могла удержать в себе приходящих знаний, рассказывала окружающим и записывала, чтобы не потерять. С кем ни беседовала - всех эти вопросы интересовали: «Я бы с удовольствием занялся, но не имею времени. Если напишете - покажите, очень интересуюсь». Когда собрался большой материал, взяла благословение у игум. Виссариона (Великого Остапенко) и у архим. Михаила (Борея) - ризничного семинарского храма прп. Иоанна Лествичника (МДАиС, Свято-Троицкая Сергиева Лавра), прихожанкой которого являюсь. И приступила к написанию книги.

2. В названии книги обозначены две темы. Они самостоятельные или взаимосвязанные?

Описание земной жизни Богочеловека, сохранившееся в Священном Писании и Предании Церкви, и ее деталей, характерных для I-го в., а также Его скорбей, радостей, трудностей, и попутное при этом построение структуры родственных связей - две неразделимые и взаимосвязанные темы.

Сначала целью исследования было выявление родственных связей внутри семьи Господа и соприкасающихся с ней близких современников конца I в. до Р.Х. и I в. по Р.Х., и апостолов. Для наглядности строились и постепенно уточнялись генеалогические схемы. Оказалось, что без описания событий Евангельской истории невозможно было вводить в схему членов семьи Иисуса Христа. Это было неестественно и создавало много трудностей. Например, ап. и ев. Матфей описал как Господь призвал его (Мф. 9.9); ев. Матфей- родной брат ап. от 12-ти Иакова Алфеева. По многим свидетельствам, их отец - Клеопа (Лк. 24.13 -35), иначе Алфей, родной брат св. прав. Иосифа Обручника. Как, минуя Евангельскую историю, показать их родство с семьей Иисуса Христа? Поэтому в повествовании ведется (в хронологической последовательности) пересказ тех событий, в которых участвуют вводимые в схемы представители семейств.

3. Сначала Вы увлеклись созданием генеалогического древа. А как эта идея переросла в повествование о жизненном пути Сына Божия Иисуса Христа на земле?

Величественный Образ Спасителя, с Его премудростью и любовью, мужеством и жертвенностью, простотой и кротостью, присутствует на каждой странице Евангелия и естественно стал главным в книге. Как Всеведущий Бог, Он Сам привлекает к Себе людей, из которых одни становятся последователями, а другие, не принявшие любовь Божию, - противниками; старается вразумить последних, чтобы возвести и их в стадо Свое, в Царство Небесное, Сам вызывает их на открытую борьбу чтобы вразумить или обезоружить, плачет о окаменении их сердец; не щадя Себя, мужественно отдает Себя на смерть, посвящает Себя, да принявшие Его святы будут.

Хранимые Священным Преданием факты и свидетельства о напряженных проповеднических трудах Богочеловека до устали, до изнеможения; о Его радостях при встречах с простыми людьми, доверчиво принимающих Его учение; о Его скорбях от нападок и лукавых уловлений врагов, не принявших приблизившегося к ним Царства Небесного, сами собой вливались в повествование

4. Какие самые трудные места в «древе»?

Их много. Среди них главные - это доказательство версий родства Пресвятой Богородицы с прав. Иосифом Обручником, и о братьях и сестрах Господа по плоти. Уже после написания книги пришли очень интересные сведения о современных патристических исследованиях по этим труднейшим богословским проблемам, ведущихся в том же направлении. Это помогло мне углубить свои дальнейшие исследования.

5. В Святом Писании мало говорится о Пресвятой Богородице. Как у Вас освещена эта тема?

Пресвятой Богородице посвящены в книге несколько глав от Ее Рождества до Успения. В странствиях Господа с евангельской проповедью Матерь Божия всегда старалась быть ближе к Нему. Параллельной нитью с повествованием о Господе Иисусе Христе описаны известные события жизни Его Пречистой Матери по творениям свв. свтт. Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, прп. Иоанна Дамаскина и др.

6. В книге есть главы о семье св. прав. Иосифа Обручника о братьях и сестрах Господних . Как сложилась Ваша версия о них, что они его дети?

В этом вопросе затронуты две богословские проблемы:

Чьи дети братья Господни, Иаков, Иосия, Симон, Иуда и кто их непоименованные в Евангелии сестры (Мф. 13. 55-56)?

Как понимать свидетельство ап. и ев. Иоанна Богослова, что братья Его не веровали в Него (Ин. 7. 3 - 5)?

Самым обоснованным и наиболее опирающимся на древнее церковное предание является взгляд, по которому братья Господни - дети Иосифа Обручника от первого брака. Это воззрение уже с середины III в. распространяется в Восточной Церкви, становится в ней господствующим и считается палестинской традицией. Первой женой Иосифа по многим историческим свидетельствам была двоюродная сестра Иоанна Крестителя - Саломия. Синаксарий Недели жен-мироносиц (Цветная Триодь) свидетельствует, что «четыре сына родил Иосиф: Иакова малого и Иосию, Симона и Иуду, и три дочери: Есфирь, Фамарь и Саломию Зеведееву». В Предисловии к Евангелию от Иоанна также говорится, что Иосиф имел от первой жены четыре сына и три дочери: Марфу, Есфирь и Саломию, сыном которой является сам Иоанн Богослов (Зеведеев). Древние историки Марфу (Фамарь) называют также Марией, а Георгий Кедрин (XI-XII вв.) свидетельствует, что Мария была выдана замуж за Клеопу, родного брата Иосифа, уже после возвращения Святого Семейства из Египта, и по мужу называется Марией Клеоповой. Следовательно, дочери прав. Иосифа - Мария Клеопова и Саломия Зеведеева - известные всему миру св. жены-мироносицы.

Вторая проблема поставленного вопроса тоже очень значительная. Братья Господни видели Его рождение, сознавали свое плотское с Ним родство и долгое время не могли принять мысль, что их сводный брат - Господь и Мессия. Воспитанные Иосифом в духе истинного благочестия, они были строгие исполнители Моисеева закона, а их Брат по плоти отступал от того идеала, который составился у них под влиянием писаний закона и толкований книжников. Присутствие Богочеловека и Пресвятой Девы Марии в семье, Его необыкновенная духовная сила и нравственная безупречность даже при кажущемся нарушении закона, несомненно, влияли на их духовное развитие, и братья постепенно восходили к высшему познанию учения Христова и к цели Его сошествия в мир. После Воскресения Господь Иисус Христос явился старшему из братьев Иакову (праведному); это убедило его в божестве Христа, изменило религиозное мировоззрение и обратило в христианство. Его обращение повлекло за собой и обращение остальных братьев.

По Вознесении Господнем Иаков был поставлен от верховных апостолов первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви, согласно предызбранию его к этому служению Самим Христом. Он был причтен к числу 70-ти апостолов и почитается как первый из них.

Второй брат Иосия (также именуемый Варсава и Иуст) упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был избираем вместе с Матфием в число 12-ти апостолов на место отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1. 23). О нем упоминают евангелисты Матфей (27.56) и Марк (15. 40): При Кресте стояли Мария Магдалина и Мария, мать Иакова малого и Иосии , прикровенно указуя этой ссылкой христианам на Матерь Божию - «мачеху» Иакова праведного (малого) и Иосии. Иосия вошел в лик 70 - ти апостолов и занимал епископскую кафедру в Елевферополе (в Южной Палестине).

Третий брат Симон уже в зрелом возрасте уверовал во Христа, был сопричислен к сонму 70-ти апостолов и проповедовал Его учение. После мученической смерти его старшего брата Иакова, он был избран на его место и стал вторым Иерусалимским епископом.

Младший из братьев Иуда Иаковлев принадлежал к лику 12-ти апостолов. Это дает основание полагать, что он уже в первые два года служения Господа Иисуса Христа спасению людей был часто или постоянно при Нем, так как Господь избрал Двенадцать уже на втором году Своего служения.

Все четверо братьев приняли мученическую кончину за исповедание Христа.

Дочери прав. Иосифа Обручника - Мария Клеопова (Алфеева) и Саломия Зеведеева известны как жены-мироносицы, но не все знают, что они подарили миру сыновей - апостолов из сонма 12-ти: Иакова Алфеева (Клеопова), Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. А кто стоял при Кресте, никого не боясь? - Семья Господа! Его Пресвятая Матерь, обе сводные сестры - мироносицы и племянник Иоанн Богослов!

Вот какая дивная эта святая семья прав. Иосифа Обручника, в которой Сын Божий благоволил воплотиться на земле и усвоить ее членов как Своих земных родственников.

7. Вы по новому поставили вопрос о том, что существовали родственные связи среди апостолов. Господь ведь отбирал их не по принципу родства?

Господь принимал идущих к Нему не по человеческим расчетам и влечениям, а по Божественному прозрению сердец, ищущих Его, и по расположению и способности их к будущему служению, по их внутреннему устроению - любви к Богу и ближнему человеку, к самопожертвованию ради этой любви. Не случайно, но по Промыслу Божию в число Его ближайших учеников вошли и родственники, как родственные души, выросшие в благочестивых семьях, впитавшие в себя дух и устои семьи, желание спасения и ожидание Мессии. Среди учеников были всецело послужившие Божиему делу, не вступавшие даже в брак - девственники: свв. Иоанн Креститель, апп. от 12-ти Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон Кананит, апп. от 70-ти Иаков брат Господень и Варнава, первоверховный ап. Павел и др. Неудивительно, что призванные Господом ученики, приводили к Нему своих родственников и друзей, близких по духу. К примеру, ап. Андрей Первозванный привел старшего брата Симона, в будущем первоверховного ап. Петра;

Ап. Филипп - своего друга ап. Нафанаила;

Ап. Варнава вымаливал из фарисеев друга своего по Гамалиилову училищу Савла, прозревая его полезность и способность служить делу Христа. Уже призванного Господом на дороге к Дамаску Савла (в будущем первоверх. ап. Павла) он привел к апостолам и вместе они много потрудились в благовестии Христовом;

Апп. Варнава, Петр и Павел воспитали ап. и ев. Марка (Иоанна), сродника Варнавы и Петра.

Очень интересна семья апп. Петра и Андрея Первозванного, их родство с родными братьями апп. от 70-ти Аристовулом и Варнавой и их двоюродным братом ап. и ев. Марком. О семье ап. Павла собраны житийные сведения о десяти его сродниках. В книге повествуется более чем о 50 святых. Все это - известные факты, благодаря систематизации в генеалогических схемах, приведенные в стройное изложение. Всего в книгу вошло 12 генеалогических схем.

8. О Родословии Господа написано много. В чем новизна вашего труда?

Генеалогическое древо Господа Иисуса Христа по ближайшим предкам (вглубь времен в соответствии с Мф. и Лк.) явилось основным стержнем. Но главное внимание (новизна) было обращено на исследование и построение:

Генеалогии Его семьи по ближайшим родственникам - современникам, ранее здесь уже названным (как бы вширь);

Генеалогии семейств апостолов (первоверховных Петра и Павла, Андрея Первозванного, евв. Марка и Луки, Аристовула, Варнавы, первомученика и архидиакона Стефана и др).

Для наглядности привожу схему родословных связей Господа и апостолов от Адама, взятую из книги. По ней видно, что родословные ветви святых семейств восходят через Иакова, Исаака и Авраама к Адаму, отцу рода человеческого. Генеалогические схемы построены только от 4-х сыновей Иакова: Симеона, Левия, Иуды и Вениамина (по доступным сведениям). Родословное древо показывает, что Иисус Христос родственно связан со всем человечеством. Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк. 3.38).

9. Трудами каких богословов Вы пользовались при написании книги?

На версии, изложенные в книге, оказали большое влияние богословы и учители Русской Православной Церкви: св. свт. Димитрий Ростовский (XVII - XVIII вв.), прот. Александр Васильевич Горский - ректор МДА нач. XIX в., проф. А. П. Лопухин с коллегией, проф. МДА А. П. Лебедев (нач. XX в.), архиеп. Феодор (Поздеевский) - ректор МДА нач. XX в., св. свт. Иннокентий Херсонский, архиеп. Аверкий (Таушев) и А. В. Иванов, Б. И. Гладков, еп. Михаил (Лузин), киевский архим. Георгий (Ярошевич) (XIX- XX вв.), прот. Николай Попов - ректор Вятской Духовной семинарии (XIX- XX вв.), Д. П. Боголепов, еп. Кассиан (Безобразов) - препод. Петроградского Богословского института, затем ректор Парижского Православного Богословского института (перв. пол. XX в.) и др. И, конечно, Творения свт. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болг. В перечень литературы включено 34 библиографических источника, но проработано несравненно больше.

10. Что бы Вы хотели сказать Вашему читателю в заключение?

Книга рассчитана на широкий круг читателей, но может быть заинтересует и специалистов. На ее страницах вас ожидает много встреч со знакомыми по Евангелию святыми, как бы приглашающими увидеть шире события I- го века в их живом взаимодействии друг с другом: - жених, оставивший брачный пир в Кане Галилейской - ап. от 12-ти Симон Кананит; самарянка, она же св. мц. Фотина; теща Петра, огнем жегомая - жена Аристовула, ставшего ап. от 70-ти; сухорукий; ап. и ев. Марк (Иоанн) - по преданию, юноша в Гефсиманском саду, следовавший за арестованным Спасителем и убежавший от воинов, оставив в их руках прикрывшее его покрывало; Мария - мать его, много послужившая Господу и апостолам, и множество других, ставших святыми свидетелями Евангельской истории. Достойно прошедшие свой земной путь и взятые на Небеса, они смотрят на нас из Царства Небесного, всегда готовые прийти на помощь.

Хочу посоветовать моему дорогому читателю при знакомстве с книгой открыть ее выборочно на главах III. 3-13. Это «Христос в тесном кругу 12-ти накануне Своих Страданий, Тайная Вечеря, Прощальная беседа, Гефсиманский подвиг,.. Распятие,... Снятие с Креста и погребение, Воскресение Христово, Свидетельство Туринской плащаницы»... Они проникнуты особенной любовью уходящего на Небо Сына Божия к Своему созданию - ученикам, последователям. всему человечеству; преподающего апостолам последнее утешение перед земным расставанием. И в ответ на эту уже открытую жертвенную любовь Бога избранные простосердечные представители земли, притихшие в ожидании грядущих, как они уже поняли, печальных событий, не могут наглядеться на Него.

Книгу я не написала, а составила из известных сведений и малоизвестных фактов, которые скрупулезно собирала из достоверных источников, поэтому в ней много ссылок на них. Старалась так построить описание, чтобы держать «накал» внимания читателя от первой до последней страницы, чтобы в душе навсегда запечатлелся дорогой, любимый образ Спасителя - Сына Божия, Сына Человеческого, перед Которым преклонится всяко колено небесных и земных в изумлении, благодарности и ответной любви.

Напишите нам по адресу:

Сего апостола Иакова, согласно с божественным Евангелием (Матф. XIII, 55) и словами ап. Павла (Гал. I, 19), Православная Церковь называет сыном обрученника от первой его жены и родным братом ап. Симона, Иуды и Иосии, и также Малым или Меньшим (Марк. ХV, 40), и отличает от Иакова Зеведеева, коему совершает она празднование в 30 день апреля, и от Иакова Алфеева, коему бывает празднование 9 октября. Многие считают Иакова, брата Господня, одним лицом с ап. Иаковом Алфеевым, причисляют к лику двенадцати и называют Малым для отличия от ап. Иакова Зеведеева, призванного в апостольство и умершего прежде Икова Алфеева. Но Церковь в предисловии к Богослужебной книги апостол, в прологе под 23 числом октября, и 4 января в Минее-четьей, и в священных песнопениях под теми же числами, согласно с Писанием и Преданием, ясно отличает Иакова Малого, брата Господня по плоти, от Иакова Алфеева.

Иаков, песнословимый в 23 день октября, нигде не называется Алфеевым, но именуется сыном Иосифа древоделя, от первой жены, братом Иосии, Симона и Иуды (Матф. ХШ, 55. Марк. VI, 3), спутником Иосифа и Марии, когда они удалялись с младенцем Христом в Египет, и прославляется братом Божиим, братом Иисуса, глаголемого Христа; первым иерархом Иерусалима, научающим нас «даянию благому и дару совершенну от Отца светов подаятися человеком» (Иак. 1,17); следовательно писателем того соборного послания, которое между священными книгами Нового Завета носит имя послания Иаковлева; наконец священномучеником, сверженным за веру Христову с крыла церковного.

Основание, по которому Православная Церковь отличает Иакова брата Господня от Иакова Алфеева, частию указано в Писании, в коем братья Иисуса Христа по плоти этим самым названием отличаются от двенадцати Его учеников (напр. Иоан. II, 12. VII, 3-5. Марк. III, 31. Лук. VIII, 19), а равно отличаются и писателями Церкви. Так, Евсевий Кесарийский, св. Кирилл Иерусалимский (365-385), св. Епифаний Кипрский (404), блаженный Иероним (420) и другие ясно отличают Иакова брата Господня от Иакова Алфеева.

Итак, апостол Иаков брат Господень, по словам Церкви, есть сын Иосифов, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет; он же есть и Иаков Малый или Меньший. По воскресении Своем Господь удостаивает его Своим особенным явлением (1 Кор. XV, 7), и от Самого Господа в 34 году или, по сказанию Евсевия, от апостолов избран и поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви - матери Церквей христианских. Своею святой жизнью брат Господень заслужил великое уважение у всех, не только у апостолов и христиан, но и у неверующих. Ап. Петр после своего чудесного освобождения из темницы сказал: возвестите о сем Иакову и братиям (Деян. XII, 17). Ап. Павел нарицает его вместе с Кифою и Иоанном столпами Церкви и между ними первым именем Иакова (Гал. II, 9).

На соборе Апостольском, бывшем в Иерусалиме около 50 года по Р. X. для решения: должно ли христианам соблюдать ветхозаветный закон обрядовый, председательствовал Иаков, епископ Иерусалимшй, и его суждение принято было всем собором и утверждено ощутительным изволением Св. Духа (Деян. ХV). Именем Иакова отличен брат его ап. Иуда (Лук. VI, 16. Деян. I, 13), который Соборное послание свое начинает наименованием себя рабом Иисуса Христа и братом Иакова (Иуд. 1), и тем показывает особенную важность ап. Иакова в Церкви Апостольской. Даже еретики евиониты хвалились девством ради Иакова брата Господня. О великом всеобщем уважении к нему свидетельствуем особенно мученическая его кончина, которой обстоятельства с подробностию изображает Евсевий, на основании древних церковных преданий. Он пишет: «когда Павел, по требованию себе суда у Кесаря, отправлен был Фестом в Рим: тогда Иудеи, потеряв надежду на исполнение своих замыслов против Павла, обратились на Иакова, брата Господня, коему апостолы вверили епископский престол в Иерусалиме. Иаков, брать Господень, от времен апостолов и доныне всеми именуемый «праведным», был свят от утробы матери своей, не пил вина и сикера, не ел ничего мясного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному дозволено было входить во Святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. Во храм входил он один и его обретали там стоящим на коленах и молящимся об отпущении грехов народу. От непрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели. За сие-то превосходство своей правоты и назван праведным и овлиасом, что значит: защита или оплот народа и правда.

Церковь Иерусалимская особенно обязана умножением и утверждением верующих св. ап. Иакову. По его свидетельству уверовали во Иисуса Христа Иудеи и уверовавших оказалось много, даже и между старейшинами. Недовольные умножением христиан, книжники и фарисеи начали кричать и говорить, что, таким образом, пожалуй и весь народ признает Иисуса за Христа. Посему, собравшись к Иакову, они сказали ему: просим тебя, удержи народ; ведь он в заблуждении признает Иисуса Христом. Вот теперь сошлись все на праздник Пасхи. Просим тебя, вразуми их касательно Иисуса. Мы доверяем тебе это, потому что сами вместе с народом признаем, что ты праведен и безпристрастен. Так убеди же народ не заблуждаться касательно Иисуса. Тебя все послушают, и мы со всеми. Встань на кровлю храма, чтобы сверху ты виден был, и слова твои слышны были всему народу. А на Пасху собрались тогда все колена иудейские и много язычников. Помянутые книжники и фарисеи действительно поставили Иакова на кровлю храма и потом закричали ему: «праведный, тебе все мы должны верить! Вот этот народ, в заблуждении, последует Иисусу распятому, скажи же нам: что такое дверь Иисуса распятого»?

Иаков громким голосом отвечал: «Для чего спрашиваете меня об Иисусе, Сыне человеческом? Он восседает на небесах одесную великой Силы и опять придет на землю на облаках небесных»! Этим свидетельством Иакова многие совершенно убедились и начали славословить Иисуса, восклицая: «Осанна сыну Давидову!» А книжники и фарисеи говорили между собою: «Худо же мы сделали, доставив Иисусу такое свидетельство, взойдем и сбросим Иакова, чтобы другие по крайней мере от страха не поверили ему», и закричали: «Э! Э! и праведный заблуждает»! Взбежав наверх, они столкнули оттуда праведного и начали бросать в него камнями. Сверженный не вдруг умер, но, приподнявшись, стал на колена и молился: «Господи Боже Отче, отпусти им, они не ведают, что творят»!

Между тем как на него летели камни, некто священник, один из сынов Рихава, вскричал: «Перестаньте, что вы делаете; праведный за нас молится». Но в это самое время один из них суконщик, схватив скалку, на которую накатываются сукна, ударил преподобного по голове, и он скончался около 63 года по Р. X. На этом же месте и погребли его, над его могилою подле храма и доселе стоить памятник. Таким образом, Иаков был верным свидетелем для иудеев и язычников, что Иисус есть Христос. Иакову до того все удивлялись и за праведность столько уважали его, что беспристрастные из иудеев именно мученическую его смерть почитали причиною немедленно открывшейся осады и разрушения Иерусалима от римлян. Вот что известно об Иакове, который, говорят, написал первое из соборных так называемых «посланий». Это послание св. ап. Иаков написал около 59 года по Р. X. к рассеянным иудеям, о спасении коих ему вверено было архипастырское попечение. Ему же принадлежиг и Божественная Литургия, известная под именем ап. Иакова, которая доселе совершается в Иерусалиме в день памяти сего апостола, и на основании которой изложены Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого.

Мученическая кончина св. Иакова брата Господня последовала в 63 году по Р. X. Если при жизни своей ап. Иаков пользовался всеобщим уважением: то память праведного без сомнения по смерти его сохранялась с похвалами в Церкви Христовой. В IX веке Феофан Никейский и впоследствии Византий написали многие песнопения в честь Иакова, брата Господня, ныне поемыя в день его памяти.

В своих песнопениях Церковь прославляет св. ап. Иакова, брата Господня по плоти, яко ученика Господня, восприявшаго Евангелие; яко мученика, стяжавшаго неизреченное блаженство; яко брата Божия, имеющаго дерзновение; яко иерарха, молящагося за нас. Называет его первым пастырем и учителем иерусалимлян и верным строителем таинств.

В Москве, на Старо-Иерусалимском подворье, сохраняется часть мощей св. ап. Иакова с 1853 года 23 октября, полученная от патриарха Александрийского Иерофея.

Как понимать стих Матфея 1:25 "и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" Обратите внимание на слово первенец! Были ли у Иисуса братья и сестры?

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

В библейском языке слово первенец (евр. бехор; греч. prototokos) имеет вполне ясный и однозначный смысл. Оно указывает, что у данного родителя он первый ребенок и до него он никого не рожал. Это важно для усвоения ему особых прав - первородства. Он мог быть начатком рожденных (например, Рувим был первым из 12 патриархов, детей Иакова, Быт 29:32), или единственным (в подтверждение этого можно вспомнить библейское выражение «Первый и Последний» Откр. 1:10). Повторяю, что в правосознании древних израильтян принципиальным было только первенство родившегося. Первородство имело религиозный смысл. По закону Моисея первенец должен быть посвящен Богу и за него приносилась особая жертва, означавшая его символический выкуп у Бога: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они» (Исх.13:2).

Об этом ясно говорит Евангелист в отношении Богомладенца Христа: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных» (Лк. 2:22-24) Вопрос о упоминаемых в Евангелии (Мф. 13:55-56 и др.) братьях и сестрах Иисуса исчерпывающе исследован в библеистике: это дети св. праведного Иосифа Обручника - отчима Иисуса.

 


Читайте:



Мысли материализуются: как это работает

Мысли материализуются: как это работает

Еще с древности люди интересовались, как работает материализация мыслей и как при помощи этого исполнять свои желания. Ведь человек на или...

Поделки из бумаги для детей!

Поделки из бумаги для детей!

Веселый и увлекательный способ рукоделия, который понравится всем без исключения детям – это создание поделки из цветной бумаги. Подобный вид...

Прелестная шкатулка из картона и ткани своими руками

Прелестная шкатулка из картона и ткани своими руками

Мастер-класс Татьяны Чурбаковой (TayaChe) , участвовавший в 2015 году конкурсе «Моё любимое сердечко» , занял в нём I место! В мастер-классе,...

Вязаная шапка-бини и снуд Схема и описание шапка бини и снуд

Вязаная шапка-бини и снуд Схема и описание шапка бини и снуд

Многие задаются вопросом, что же это за шапки, которые называют Бини? На этот вопрос не ответить одним предложением. Согласно одной из версий...

feed-image RSS