Главная - Юбилей
Правовая культура и ее воспитание. Правовая культура и правовое воспитание

(в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры.

К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение , а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.

Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Для повышения уровня общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.

Эти два понятия не являются тождественными. Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).

В задачи правового воспитания входит формирование:

  • знаний о праве;
  • внутреннего уважения к праву;
  • умения применять правовые знания на практике;
  • привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Понятие правового воспитания

— это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

  • правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
  • правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
  • правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
  • юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

  • на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
  • устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

Правовая культура – уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Эти параметры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, т. е. насколько:

соблюдается в обществе принцип гуманизма;

информируется общественность о процессе законотворчества;

обеспечивается соблюдение прав и свобод личности;

осознается самими гражданами объем принадлежащих им прав и свобод;

знают граждане основные права и Конституцию;

правомерно поведение личности;

позитивно отношение к представителям власти и суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом.

Правовая система будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит Конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства.

Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности. Сформированная правовая культура способствует правомерному и социально активному поведению.

Правовая культура – особое социальное, целостное явление, взятое в единстве составляющих его элементов: объективного и субъективного права, правовых отношений, законности и правопорядка, правовой деятельности, правовой информированности, уважения к праву, активной жизненной позиции в сфере права.

Правовое воспитание - процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания, выполнение данной функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям и другим структурам государственного аппарата.

Основные направления правового воспитания:

формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

самовоспитание;

предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания:

убеждение;



предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

117. Правосознание: понятие, содержание и функции.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Правосознание - одна из специфических форм общественного сознания. Оно состоит из трех элементов:

Правовой идеологии, т.е. систематизированного научного выражения правовых идей, взглядов, принципов, требований общества и населения;

Правовой психологии - совокупности правовых чувств, ценностных отношений, настроений, желаний, переживаний, характерных для всего общества и населения;

Поведенческих элементов (привычки, установки, готовность к деятельности...).

Функции правосознания:

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

Правосознание является элементом правовой культуры.

Основные черты правосознания:

Является одной из форм общественного сознания;

Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов;

Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права;

Обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему;

В отдельные периоды развития общества является формой права;

Ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным "внутренним механизмом" регулирования деятельности людей.

Деформация правосознания - это его искажение, "разрушение" позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Дефекты правосознания - не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства, и т.п.

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка - это "менты"; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои - "воры в законе", авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер - это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.

Это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности.

Иными словами, правовая культура представляет собой своего рода «юридическое богатство», достигнутый уровень воплощения в жизни социалистического общества социально полезных свойств права, тех черт и особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре.

Правовая культура принадлежит к той части духовной культуры нашего общества, которая имеет прикладную, практическую направленность (она в общем находится в том же самом ряду, что и «культура управления», «культура работы государственного аппарата» и т. д.). Вместе с тем наиболее важная черта правовой культуры состоит в том, что она реально выражает социальную ценность социалистического права.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов. К основным из них относятся:

1) уровень правосознания, который выражает знание и пони

мание права, сознание необходимости строгого выполнения тре

бований законности, развитое чувство права и законности.

Таким образом, правовая культура - это не только более широ

кое, чем правосознание, правовое явление, но и явление более

«качественно насыщенное». Правовая культура всегда связы

вается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью

«веры в право», развитостью чувства права и законности.

Важным показателем правовой культуры являются уровень массового обыденного правосознания, объем и интенсивность общего правового воспитания. Не менее существенны и такие показатели, как масштабы и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки, правового мышления.

Правовая культура социалистического общества, вобравшая прогрессивные элементы культуры прошлого, характеризуется марксистско-ленинским, подлинно научным пониманием права, осознанной необходимостью последовательного выполнения всех требований социалистической законности;

2) уровень законности, который характеризуется степенью

развертывания всех его требований, реальностью их осуществле

ния (прочностью правопорядка). Состояние законности - это

вообще одно из важнейших проявлений культуры общества. Пра

вовая же культура невозможна, немыслима без строжайшей

законности. Причем уровень юридической культуры в рассматриваемой плоскости в значительной степени зависит и от того, с каким уважением законодатель относится к издаваемым им; нормам;

3) уровень совершенства законодательства. Культура законо

дательства выражает его совершенство с точки зрения со

держания и формы. Она предполагает подлинно научное

построение законодательства, нахождение наиболее оптималь

ных методов регулирования данных отношений, строгое соблю

дение правотворческой процедуры, максимальное использование

передовых средств и приемов юридической техники и т. п.;

4) уровень совершенства юридической практики. Культура

работы суда, прокуратуры, милиции и других органов, приме

няющих право, также выражает степень использования передо

вых приемов, правил НОТ и др.

Значение правовой культуры в социалистическом обществе выходит за сферу права, юридической практики.

Правовая культура представляет собой неотъемлемую часть социалистической культуры в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население - это значит намного поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такую ценностную ориентацию людей, которая затрагивает важнейшие стороны общественной жизни - высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, последовательную справедливость, гарантиро-ванность прав личности. А все эти, как и многие другие моменты правовой культуры, включаются в общую культуру поведения людей и, несомненно, сыграют существенную роль в формировании культуры коммунистического общества.

Вопросы правовой культуры в последние годы привлекают все большее внимание советских ученых (Л. С. Галесник, Е. А. Лукашева, О. А. Красавчиков, И. Ф. Рябко и др.). Причем, если первоначально определения правовой культуры были сориентированы главным образом на «чисто» субъективные элементы (уровень знания и понимания права и т. д.; подобного мнения в. свое время придерживался и автор этих строк), то ныне центр тяжести переносится на характеристику правовой культуры как определенного «состояния». Высказано даже мнение, что она представляет собой «идейноправовое состояние общества» 17. Конечно, определение правовой культуры должно быть достаточно широким, чтобы охватывать и ее «материализованные» проявления (такие как культура законодательства и юридической практики). Но все же, думается, приведенная выше формулировка слишком широка: она в сущности обнимает все правовые явления. Главное же состоит в том, что без ссылки на ценностный критерий характеристика правовой культуры лишается необходимой определенности по содержанию 18.

И еще: Сопоставляя (по объему) такие категории, как «право», «правосознание», «правовая культура», необходимо видеть, что ни одна из них не является по отношению к другим обобщающей (генерализующей). Назрела, видимо, необходимость введения в науку и других, более широких понятий - «правовая жизнь общества», «правовая организация общества». Вполне обоснована также в связи с характеристикой правовой культуры постановка вопроса (предложенная М. П. Рабиновичем) об использовании понятия «правовой прогресс».

Правовое воспитание

Это система организационно-идеологического воздействия, направленного на обеспечение высокой юридической культуры, развитие правосознания, подготовку кадров юристов, правовую пропаганду.

Правовое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания трудящихся. Значение правового воспитания подчеркнуто XXIV съездом КПСС, обратившим внимание на важность мер по «воспитанию граждан в духе соблюдения законов и правил социалистического общежития»20. В процессе правового воспитания происходит формирование таких качеств гражданина - строителя коммунизма, как стремление к высокой организованности, чувство дисциплины и ответственности и др. В процессе осуществления коммунистического воспитания важную роль играет также утверждение «правовых начал» - справедливости, законности, юридического равенства, нетерпимости к малейшему произволу и беззаконию, - всего того, что для коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, является делом принципа.

Главная задача правового воспитания - это превращение уважения к праву, к закону в личное убеждение каждого человека. «Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека», - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду. А это, по сути дела, означает воспитание чувства права и законности. Иными словами, правовое вос-шитание в современных условиях должно быть настолько глубоким, чтобы оно не только способствовало формированию стойкой правовой ценностной ориентации у каждого человека, но и затронуло его эмоциональную сферу, его чувства.

Мощным фактором воспитания юридической культуры всего населения является сама жизнь социалистического общества, активное участие в ней граждан. Благотворное влияние на формирование социалистической правовой культуры оказывают политическая активность граждан, их участие в народных дружинах по охране общественного порядка, в товарищеских судах, в комиссиях местных Советов, в органах народного контроля, в народных судах в качестве народных заседателей и др.

Необходимость подъема юридической культуры требует проведения и особых мер правового воспитания.

Специальным правовым воспитанием (образованием) охватываются работники государственного аппарата и прежде всего юридические работники - судьи, прокуроры, работники юридической службы и другие, призванные участвовать в процессе применения норм права.

Общее правовое воспитание граждан осуществляется путем лекционной пропаганды, публикации статей и материалов на юридические темы, издания популярной юридической литературы, консультаций по юридическим вопросам, преподавания юридических дисциплин в общеобразовательных школах, техникумах, экономических и технических вузах.

Основу специального и общего правового воспитания образует марксистско-ленинская юридическая наука. Вырабатываемые ею данные являются необходимым материалом в области юридического образования и правовой пропаганды, а кадры ученых-юристов (вместе с юристами-практиками) - одним из основных отрядов в осуществлении практической работы по правовому воспитанию.

Юрист в социалистическом обществе должен помнить, что успех его работы зависит не только от того, насколько успешно и качественно он выполняет свои должностные обязанности, но и от того, насколько его деятельность (в том числе и общественная) способствует правовому воспитанию, подъему юридической культуры в стране.

Правоведение. Шпаргалка Афонина Алла Владимировна

21. Правовая культура и правовое воспитание

Правовая культура – это уровень развития правосознания в обществе, соблюдения правовых норм каждым членом общества, гарантированность прав и свобод человека в социуме.

Формы правовой культуры :

Правовая культура общества;

Правовая культура личности;

Правовая культура группы.

Параметры правовой культуры демонстрируют:

1) насколько высок уровень правосознания общества, то есть насколько соблюдается в обществе принцип гуманизма, информирование общественности о процессе законотворчества; обеспечивается соблюдение прав и свобод личности, осознание самими гражданами объема принадлежащих им прав и свобод, их знание основ права и конституции, правомерное поведение личности, позитивное отношение к представителям власти, суду;

2) насколько результативна деятельность законодательных органов по принятию и применению соответствующих правовых актов. Это зависит от уровня развития правовой науки, правоприменительной практики, профессионализма, компетентности и развитости государственных органов;

3) степень развития правовой системы в государстве в целом. Она будет функционировать при условии наличия в государстве слаженной иерархии нормативных актов, во главе которой стоит конституция, а ей соответствуют действующие в государстве законы.

Правовая культура связана с правовой активностью и имеет большое значение для построения правового государства. Правовая культура становится фундаментом правовой активности граждан. Она представляет собой высокий уровень юридического мышления и высокое качество всей юридической деятельности.

Одной из важных задач государства является процесс формирования в обществе и у отдельных граждан позитивного отношения к праву, становления правовой культуры и правосознания. Эта деятельность называется правовым воспитанием. Данная функции принадлежит государственным органам, учреждениям, предприятиям, учебным заведениям, и другим структурам государственного аппарата.

Направления правового воспитания :

1) формирование правосознания и правовой культуры в основной ячейке общества – семье;

2) обучение основам правовой науки подрастающего поколения в учебных заведениях;

3) самовоспитание;

4) предоставление информации о правотворческой деятельности в государстве (через средства массовой информации, литературу, печать, компьютерные программы и т. д.).

Способы правового воспитания – убеждение, предупреждение, поощрение, принуждение и наказание.

В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые определяют выбор соответствующих действий и поступков.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Правосознание – совокупность идей, взглядов, чувств, традиций и переживаний, сложившихся в обществе и выражающих отношение людей к праву. Оно находит свое выражение в таких правовых понятиях, как правомерность, неправомерность,

Из книги Конспект лекций по правоведению автора Аблёзгова Олеся Викторовна

1.5 Правосознание и правовая культура Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны вызвать угодные законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 28 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 28.1 Понятие правосознания и его структура Любое явление общественной жизни обязательно проходит через сознание человека. Это относится и к государственно-правовым явлениям. Отражаясь в сознании отдельного индивида, группы

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

28.3 Правовая культура: понятие, элементы, формы действия К понятию «правосознание» тесно примыкает понятие «правовая культура», которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером. Как справедливо отмечается в отечественной юридической

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА Понятие, виды и структура правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Правосознание и право: взаимодействие. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовое воспитание.Обсуждение всех предыдущих тем

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Глава 22. Правосознание и правовая культура § 1. Понятие правосознания Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 4. Правовая культура Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

§ 6. Правовое воспитание и правовое обучение Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.8. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Оно существует непрерывно, поскольку в обществе всегда

Из книги автора

Правовая культура: понятие и виды Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, всегда обусловленное социальным, духовным, политическим и экономическим строем. Выражается в достигнутом социумом уровне правовой действительности: в состоянии Из книги автора

Глава 2. Правосознание и правовая культура Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, чувств людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений.Правосознание определяется уровнем развития общества и в первую очередь

Из книги автора

§ 2.3. Правовое воспитание Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой

Из книги автора

§ 2.4. Правовая культура К понятию "правосознание" тесно примыкает понятие "правовая культура", которое отличается многоплановостью, многоаспектностью, сложным характером.В юридической науке нет единого понимания термина "культура" вообще, "правовая культура". Так, проф.

4. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды.

5. Правовая культура: понятие, структура, функции.

6. Правовое воспитание: понятие, система.

1. Правосознание: понятие, черты, структура, функции, виды

Правосознание – это совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений, оценок, установок, в которых выражается отношение людей к праву и правовой действительности.

Черты правосознания:

1. Правосознание – это одна из форм общественного сознания.

2. Оно выражает отношение людей к праву (прошлому, современному, желаемому) и правовым явлениям.

4. Оно определяется материальными и духовными условиями жизни общества.

Структура правосознания:

Правовая психология (это совокупность чувств, эмоций, настроений, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям).

Правовая психология выражается в отдельных психологических реакциях человека на право и правовые явления.

Правовая идеология - это совокупность идей, взглядов, теорий, выражающих отношения людей к праву и правовым явлениям).

Она выражается в научном или философском осмыслении права и правовых явлений. Философские и научные теории формируются отдельными людьми, а затем становятся достоянием многих.

Функции правосознания:

1. Познавательная (через восприятие и осмысление права и правовых явлений происходит познание общественной жизни).

2. Оценочная (она выражается в оценке конкретных жизненных обстоятельств как юридически значимых).

3. Регулятивная (она реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок).

Виды правосознания:

1. По субъекту (носителю):

Индивидуальное (его носителями являются отдельные люди);

Групповое (его носителями являются социальные группы);

Массовое / общественное (его носителем является общество в целом).

Обыденное (его носителями являются лица, не имеющие юридического образования; оно основано на обыденных знаниях и жизненном опыте; в его структуре преобладает правовая психология);

Профессиональное (его носителями являются юристы; оно основано на специальных юридических знаниях и знании юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология);

Научное (его носителями являются ученые-юристы; оно основано на глубоких теоретических знаниях о праве, на анализе и обобщении юридической практики; в его структуре преобладает правовая идеология).

2. Правовая культура: понятие, структура, функции

С понятием правосознания тесно связано понятие правовой культуры. Правовая культура шире по содержанию, чем правосознание, так как правосознание включает в себя только совокупность идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, установок, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям, а правовая культура представляет собой положительный тип отношения к праву и правовым явлениям, который выражается в деятельности людей (индивидуальной или коллективной).

Структура правовой культуры:

Правовая культура личности;

Правовая культура общества.

Элементы правовой культуры личности:

1.) гносеологический (означает правовую информированность личности, знание норм права);

2.) ценностно-ориентационный (это правовые установки, правовые ценностные ориентации, определяющие направленность правовой активности личности, готовность позитивно воспринимать правовую информацию, оценивать ее и действовать на основе сформированного отношения);

3.) деятельностный (это устойчивые формы правомерного поведения, направленные на реализацию правовых норм).

Элементы правовой культуры общества:

1.) состояние и уровень общественного правосознания и правовой активности общества;

2.) уровень развития права;

3.) культура юридической деятельности (правотворческой, правоприменительной, интерпретационной, научной, образовательной).

Функции правовой культуры:

1.) познавательная (она заключается в освоении отечественного и зарубежного правового опыта);

2.) регулятивная (она осуществляется посредством реализации правовых норм);

3.) нормативно-ценностная (она состоит в изменении индивидуального поведения путем сопоставления с образцами поведения, установленными в нормах права);

4.) трансляционная (она состоит в передаче правового опыта);

5.) коммуникативная (она реализуется в правовом общении и способствует согласованию индивидуальных, групповых и общественных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей);

6.) прогностическая (она выражается в прогнозировании развития общества, государства, права).

3. Правовое воспитание: понятие, система

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию правосознания и правовой культуры личности и общества.

Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом.

Правовое воспитание следует отличать от правовой социализации, которая представляет собой длительный процесс формирования права, протекающий на протяжении всей жизни человека (но особенно в детские и юношеские годы) под воздействием различных факторов. Правовое воспитание представляет собой один из инструментов правовой социализации личности.

Элементы системы правового воспитания:

1.) субъекты воспитания (родители, учителя, воспитатели, преподаватели, ученые, журналисты, должностные лица и т.д.);

2.) объекты воспитания (индивиды, социальные группы, общество);

4.) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

5.) формы воспитания (правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание).

Тема 20.


Похожая информация.


 


Читайте:



С чем носить платье зимой: удачные сочетания

С чем носить платье зимой: удачные сочетания

С внешностью это претензии к матушке-природе, а вот на шмотках мы выехать можем. Так что прям жирненько напишу: трикотаж ооооочень любит...

Как ухаживать за замшевой обувью зимой

Как ухаживать за замшевой обувью зимой

Замшевая обувь нуждается в особом уходе, поэтому многие обходят ее стороной. Уход за замшевой обувью в домашних условиях требует применения...

Подарок 7 летнему мальчику

Подарок 7 летнему мальчику

Новогодние празднества – это поистине волшебное время, которое, конечно же, с особым нетерпением ждут дети. И родителям, а также всем знакомым...

Роковой взгляд: все плюсы и минусы наращивания, ботокса и ламинирования ресниц Ботокс ресниц техника

Роковой взгляд: все плюсы и минусы наращивания, ботокса и ламинирования ресниц Ботокс ресниц техника

Что такое ботокс для ресниц, в чем разница между ботоксом и ламинированием, известно не каждому человеку. Для понятия нюансов и особенностей,...

feed-image RSS