Реклама

Главная - Сказочные сценарии
Наставления для мужа и жены об их правах и обязанностях в подлинно христианском браке. Святые отцы о любви в православии Христианство о любви между мужчиной и женщиной

Известная фраза из Посланий апостола Павла о том, что жена должна бояться мужа, служит камнем преткновения для многих православных семей. Часто можно услышать от мужа в адрес жены пренебрежительное: "Ты вообще должна молчать, бояться и слушаться". В то же время перед многими женщинами, преимущественно старшего возраста, стоит другая проблема: "Наша семья воцерковилась, а я уже много лет являюсь лидером для своего мужа, – и что нам теперь делать?" Из боязни оказаться в семье "не на первых ролях" православные молодые люди нередко боятся выбирать в жены умных, образованных девушек.

Своим мнением о том, как должна складываться иерархия в семье, о правах и обязанностях мужа и жены, с нами поделились трое людей, каждый из которых имеет свой опыт создания малой Церкви.

Протоиерей Александр Сорокин , ответственный редактор журнала "Вода живая":

Действительно, это апостольское чтение по-разному воспринимается людьми. Мне вспоминается один священник, который во время Таинства венчания, когда подходило время для чтения "А жена да убоится своего мужа", начинал просить диакона, чтобы тот произносил вслед за этими словами следующие: "Премудрость прости. Услышим Святаго Евангелия чтение".

Налицо неадекватное отношение к этому тексту, его непонимание. Но мне кажется, что очень легко ответить на вопрос о том, в чем же смысл и этих конкретных слов, и вообще отношений мужей и жен с точки зрения прав, обязанностей, как к кому кто должен относиться, кто кого бояться или почитать, и так далее. Для этого нужно воспринять это апостольское чтение как целое, не выдергивая из контекста отдельные фразы.

Да, можно говорить о боязни оскорбить своего супруга, но только в том случае, если помнить, что начинается апостольское чтение с призыва к мужьям: "Любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь". И вот это первое требование, которое тоже нельзя выдергивать из контекста. То есть все созидается в органическом единстве. Мужья относятся к своим женам как Христос к своей Церкви. Как пишет сам Павел: "Он Себя предал за нее", – имеется в виду, что Он принес Себя в жертву, на Крест, "даже до смерти". И этим объясняется ответное чувство жены – и благоговение, и страх оскорбить, и как-то обидеть, осквернить эту совместную святыню. Только так следует понимать эти слова.

Ну, а права и обязанности... Понимаете, эти понятия – скорее юридические, и неслучайно в Библии, в Ветхом Завете существует ключевое понятие – "завет", объяснять которое тоже пытаются с точки зрения юридических терминов: как договор, союз, заповеди, закон. Но пророки Ветхого Завета очень скоро поняли, что эти категории уводят нас в сторону от понимания понятия "завет". Поэтому они стали пользоваться сравнением с браком, в котором речь идет не о правах и обязанностях в юридическом смысле слова, а о таких вещах, как верность и движение сердец, любовь. А все остальное – права и обязанности – является вещами прилагаемыми, следующими из того, что видит сердце.

Матушка Мария Ушакова :

Для меня муж является ориентиром, примером, хотя я никогда от него не слышала команды: сделай так, по-христиански, а не вот так. Между нами существует сотрудничество, и, глядя на мужа каждый раз, я думаю: да, вот так я должна поступить.

У меня семья, я надеюсь, православная, но не типичная. У меня трое детей, но я работаю на двух работах, а муж мой служит. Я прекрасно понимаю, что, брось я сейчас работу, еды нам хватит. Но у детей не будет возможности заниматься музыкой, танцами, немецким языком – то есть я не смогу развивать их в том направлении, которое, на мой взгляд, необходимо для человека, способного жить в современном обществе.

У нас нет такого, что кто-то говорит: "Это твои обязанности, а это мои обязанности; я должен это, а ты должен это". Я считаю, что самое важное – действовать по любви. Муж пришел усталый – я налью ему чаю, я пришла усталая – он нальет мне чаю и накормит. Или грязная посуда стоит, а меня дома нет – он пойдет и помоет, и ничего страшного не случится. И со мною ничего не случится, если я сегодня больше денег заработаю, чем он, а завтра он больше принесет. Любовь должна быть, и должно быть постоянное сотворчество.

В семье очень важна готовность принять человека таким, как он есть, не только сейчас, когда он такой замечательный, такой красивый, такой любимый и так далее, как это бывает, когда отношения только начинают развиваться. Но нужно попробовать понять, будешь ли ты принимать этого человека и разрешать ему оставаться самим собою, а не пытаться построить его так, как ты лучше знаешь – потому что ты-то, естественно, лучше знаешь, каким ему нужно быть: вот таким, таким и таким; так стричься, так одеваться, такие мысли иметь. Должна быть готовность принять супруга и даровать ему свободу выбора.

Протоиерей Георгий Митрофанов , профессор Санкт-Петербургских духовных школ, магистр богословия:

Органичных церковных семей у нас немного. Большей частью лидерами, именно церковными лидерами, в семье являются женщины. С них начиналось воцерковление, на них лежит огромное бремя обязанностей. Лидерство женщины – это плохо, на мой взгляд. Плохо, потому что когда женщина становится лидером в семье, она начинает исполнять несвойственные ей функции, потому что не то в семье ценно, чтобы мужчина или женщина были лидерами, а то, чтобы и мужчина и женщина исполняли свои функции, потому что мужчина и женщина – разные люди, у них разное предназначение. И бремя ответственности за семью должен в основном нести все-таки муж, и это просто потому, что они разные. Когда это начинает делать женщина, то возникают проблемы, выяснение отношений, самоутверждение: кто в семье главный?"

Это проблема очень многих семей, потому что когда не существует такого онтологически естественного приятия этой иерархии – у мужчины свои обязанности, у женщины свои обязанности, и они дополняют друг друга, – то возникают постоянные проблемы. Можно, конечно, в рамках "Домостроя" разрешить мужу бить жену бейсбольной битой, а жене его – скалкой. Но можно идти другими путями, не самоутверждаясь постоянно, а пытаясь восстановить тот самый иерархический порядок, который от Бога задан всему миру, в том числе малой Церкви.

Нередко можно услышать, что муж и жена должны быть взаимозаменяемы. В определенных сферах – безусловно да, но не всех. Мы должны признать, что существует от Бога "специализация" мужчины и женщины везде, в том числе и в семье.

По мнению некоторых православных молодых людей, жена не должна быть умнее мужа. У меня изначально возникло ощущение того, что моя жена не умнее меня и не глупее, просто у нее другой ум. И меня в ней привлекло именно то, что ее другой ум сможет в конечном итоге очень обогатить мое представление о мире, о жизни. Мне очень хотелось, чтобы этот человек восполнял меня именно своим умом, и это было очень ценно.

Многие книги учат нас тому, что подлинная школа аскезы – это монастырь, а без аскезы ты не станешь христианином, потому ступай в монастырь, занимайся аскезой там. А что такое семья? Попущенная Церковью разнузданность страстей, и только. Но на самом деле семья – это очень хорошая школа аскезы.

Что такое аскеза? Это самоограничение, послушание и восполнение людьми друг друга. Когда в христианском браке начинает восстанавливаться данная Богом иерархия, в нем естественным образом возникают свои права и обязанности. Условно говоря, мужчина всегда во всех мелочах должен уступать женщине, но никогда не уступать в главном, даже если он рискует совершить ошибку. В этом заинтересована сама женщина, потому что в глубине души любая женщина мечтает быть рядом с таким человеком, на которого она может положиться, который примет на себя ответственность. Здесь образ Христа и Церкви, конечно, очень значим. Если мы вспомним чинопоследование венчания, оно нам поможет здесь: ни в коем случае нельзя надеяться на то (а тут, к сожалению, художественная литература сыграла свою зловещую роль), чтобы вступать в брак по любви.

Браков по христианской любви, а не по страстям, не бывает. Любовь – это не начало брака, это венец брака. Христианскую любовь нужно выстрадать, до нее нужно дорасти. Человек должен вступать в брак с пониманием того, что это будет постоянное самоограничение, самоумаление, постижение другого человека в его немощи. И эта традиционная архаичная семья, основанная на иерархии, а не на равенстве прав и обязанностей, в которой мужчина остается мужчиной, женщина – женщиной, а ребенок – ребенком, и является восстановлением того мироустройства, которое в нашем мироздании оказалось разрушено.

Мне кажется, бесплодным будет такой брак, где супруги будут принимать друг друга такими, как они есть. В грехе они друг друга принимать не должны. В противном случае они будут друг друга в этом самом грехе только утверждать.

Как я вдруг понял, что моя будущая супруга мне нужна? Я смотрел любимый многими фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино". Там была сцена, когда главный герой Платонов начинает устраивать традиционную для чеховских героев истерику, возлагая на весь окружающий мир вину за свою несложившуюся жизнь, и убегает из комнаты, из этого дома. За ним бежит его жена. Он падает в воду и не может утопиться, – и она тут же укутывает его шалью, в которой побежала вслед за ним, и говорит "Я люблю тебя любого".

В глубине души у многих феминизированных мужчин лежит потребность иметь такую жену. Но если бы я повел себя так – то как бы повела себя моя будущая супруга? Я представил, опять-таки по аналогии с чеховским МХАТом, что она бы, как Станиславский на репетиции, закричала мне вслед: "Не верю!" – и никуда бы за мною не побежала. И я бы остановился. И вот тогда я почувствовал, что рядом со мной будет человек, который постоянно будет меня в каких-то ситуациях возвращать к реальности; человек, который не будет давать мне покоя, который постоянно будет мне указывать на мои собственные немощи, но будет это делать таким образом, что это будет способствовать моему развитию, и брак станет для меня той самой школой аскезы, в которой я смогу развиваться.

В канун праздника на вопросы читателей «АиФ» о взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о воспитании детей ответил руководитель Координационного центра по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, иерей Феодосий Амбарцумов.

Дар Божий

Как отличить настоящую любовь от влюблённости? Понять, что эта девушка - действительно твоя вторая половинка?

Илья, 23 года, Тосно

Есть притча о том, как к старцу пришёл юноша за советом: не могу, говорит, сделать выбор - жениться мне или уйти в монастырь. На что мудрец ему ответил - иди и живи дальше, как жил. Потому что ни к первому, ни ко второму ты ещё не готов. Так и здесь - если мужчина, встретивший достойную, как ему кажется, женщину, всё-таки задаётся вопросом, правильный ли выбор он делает, это означает, что в душе его есть место сомнению. Получается, он плохо знает самого себя, и заранее опасается, что эти чувства могут быть ненастоящими и недолговечными.

Конечно, можно дать какие-то советы, назвать ряд критериев, как оценить, любовь ли это. Например, готов ли ты жертвовать ради этого человека своим временем, интересами, испытывая при этом радость и удовольствие. Но, поверьте, когда придёт настоящая любовь, которая есть не что иное как дар Божий, эти тесты не понадобятся, и все вопросы отпадут сами собой. Поэтому слушайте своё сердце.

Идеальная картинка

Грешно ли выходить замуж без любви? Я встретила хорошего, достойного мужчину, но влюблённости к нему не испытываю, только дружеские тёплые чувства...

Н. Колесниченко, Петербург

Это решение вы должны принять самостоятельно, честно ответив себе на вопросы: а готова ли я всю свою жизнь посвятить этому человеку? Способна ли честно и ответственно исполнять супружеский долг, даже не испытывая горячих чувств? Смогу ли сохранить брак, если позже мне встретится человек, который взорвёт моё сердце горячей любовью? Если да, то никто не может вас осудить. Даже сам Бог не ограничивает свободу выбора человека.

Но я предлагаю взглянуть на данную ситуацию и с другой стороны. Вы пишете, что испытываете к этому мужчине тёплые чувства. А вдруг конкретно для вас это и есть любовь? Люди часто примеряют на себя чужие ситуации. Насмотревшись романтических фильмов и наслушавшись рассказов подруг, рисуют в голове идеальную картинку. А если сформированное вами представление о том, каким должно быть переживание настоящей любви, вам в принципе не свойственно? И именно этот мужчина - ваша судьба? Поэтому ни в коем случае не идите на поводу окружающих и их советов. Только вы сами можете решить, как правильно поступить.

Соцсети - не грех

Дочь никак не может выйти замуж. Осуждает ли Церковь поиск супруга через сайты знакомств, брачные агентства и т. п.?

Е. Головина, Стрельна

Церковь осуждает грех. Поэтому если с помощью сайтов знакомств ваша дочь действительно ищет мужа, ничего вредного здесь нет. И относиться к этому надо лишь как к одной из возможностей найти вторую половинку. И совсем другое дело, когда Интернет используется для поиска разовых встреч и удовлетворения страстей.

Штамп в паспорте

Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе?

А. Потёмкин, Петербург

Отвечу вопросом на вопрос - а зачем? Если для вас это настолько ответственный шаг, что вы готовы засвидетельствовать его перед Богом, то что вам мешает открыться перед людьми? К сожалению, некоторые относятся к венчанию как к чему-то легковесному, поэтому, будучи неуверенными в своих чувствах и долговечности заключаемого брака, хотят уйти от ответственности и избежать регистрации в загсе. Это в корне неверно.

Поэтому церковь допускает в исключительных случаях изменить последовательность действий, то есть сначала совершить таинство венчания и после поставить «штамп в паспорте». Однако это не означает, что можно вовсе обойтись без него.

Если страсть прошла…

С женой давно живём как соседи по квартире. Ни страсти, ни общих интересов не осталось. Дети взрослые, у них своя жизнь. Насколько серьёзным будет грех, если я разведусь?

Г. Гронский, Петербург

- В Евангелии говорится, что развод допустителен только если в браке имел место факт прелюбодеяния. А то, о чём говорит читатель, я могу сравнить вот с какой ситуацией. Представьте, что в молодости человек начал возводить дом. Вкладывал в строительство силы, время, энергию. Любовь. Но постепенно что-то пошло не так. Начало ветшать, ломаться. А человек вместо того чтобы починить и исправить, махнул рукой. И постепенно дом пришёл в полную негодность и запустение. Так и здесь - вы не пытались наладить расшатавшиеся отношения, позволили им тихо разрушаться, а сейчас по сути хотите перечеркнуть десятки лет собственной жизни. Неужели самому не жалко? И может всё-таки стоит попробовать спасти семейный очаг, предпочтя бурному пламени тихий свет?

Ошибочно также считать, что на взрослых детях никак не отразится ваш поступок. Как показывает практика, они очень часто повторяют путь своих родителей. Потому что никакие слова не работают в воспитательном плане лучше, чем собственный пример.

Право выбора?

Крестить ребенка лучше в младенчестве. Фото: www.globallookpress.com

Когда следует крестить ребёнка? Обязательно ли это делать во младенчестве или лучше дать ему возможность выбора в сознательном возрасте?

О. Орлов, Сестрорецк

Оставить своего ребёнка некрещёным до взрослого возраста - это всё равно что сказать: давайте пока его кормить только кашей, а вырастет и сам будет решать, чем ему питаться.

Крещение - это дверь в Церковь. И люди верующие хотят, чтобы их чадо участвовало в её жизни с первых своих дней. Поэтому правильнее крестить ребёнка в младенчестве.

В чем разница между мужчиной и женщиной? Почему женщина не может быть священником, должна носить головной убор в Церкви, не может причащаться в определенные дни? Cуществует ли дискриминация женщины в Церкви?

Уважаемая Ольга! Все Ваши вопросы исходят из половых различий в тварной природе человека. Эти различия и их смысл во многом остаются загадочными. Предлагаю Вам отрывок из лекции по Православной антропологии читанной мною Православном Российском Университете.:

"Мужчина и женщина

Смысл разделения. Первое, что можно заметить - это то, что человек сотворен единым. Я подчеркиваю еще раз этот аргумент, потому что он очень важен. Единство человека проявляется уже не только в том, что в Адаме есть все человечество, но в Адаме есть мужчина и женщина. В первом созданном человеке есть соединение обоих полов, потом они разделяются. Но вот проблема, с какой необходимостью проявляется в первозданном человеке разделенность на пол. Была ли в этом необходимость? Если женщина происходит от неполноты Адама, то законно задать вопрос, создал ли Господь Адама неполноценным? Что невозможно, ибо Господь благ. Почему вдруг потребовалась помощница, в чем был недостаточен сам Адам, чтобы необходимо была изведена Ева из его недр? В чем она должна была ему помогать?

Мнение отцов Церкви делится на две части. Профессор Троицкий пишет: “В истории человеческой мысли встречаем две главные теории в учении о браке, ... Одну можно назвать реалистической, другую - идеалистической” . Христианские писатели во многом наследовали эти взгляды. Также и в православном мире существует два взгляда на смысл полов. Профессор Троицкий пишет об Иоанне Златоусте, в творчестве которого он различает, как зеркале, борьбу двух течений (см. с 33, прим.). Итак, одни богословы относят появление Евы к необходимости размножения рода человеческого, другие к необходимости познания своей недостаточности и взаимному стремлению к единству. Не имея сейчас возможности говорить об этом подробно, скажем только, что это разделение, на мужчину и женщину, важно для нас, по следующим важным причинам:

первое - разделение совершено Самим Творцом, мужчину и женщину сотворил их (Быт 1, 27), значит разделение промыслительно, то есть в нём есть смысл и задание человеку;

второе - оно разделило людей на такие две половины, которые неминуемо и естественно тяготеют друг к другу, то есть разделены, но остались связаны любовью и эросом;

третье - человек не может не быть одним из двух, он либо мужчина либо женщина, третьего не дано.

Более оригинальную точку зрения высказывает святитель Григорий Нисский, он ставит вопрос так: Как же должен был распространяться человек, если бы он не совершил греха? То есть, был бы другой способ распространения человека, кроме чувственного, плотского, если бы он не пал? И тогда он отвечает: Ну а как же ангелов же множество, значит они каким-то образом размножаются, вот и человек бы так же, если бы он не пал в грехе, размножался бы таким же ангелоравным способом. (См. главу XVII, “Об устроении человека. С 56-59, ).

Думаю, что такое рассуждение нас не может удовлетворить. Во-первых, мы ничего не можем знать о размножении ангелов, тем более, что наиболее распространенное мнение, что ангелы не размножаются, а, во-вторых, сотворены в том числе, в котором есть.

Итак, женщина создана для восполнения недостающей функции воспроизводства, т.е. для рождения детей. Это одна точка зрения. Другое мнение на сотворение мужчины и женщины заключается в том, что Ева изводится из Адама не для деторождения только, хотя, безусловно, что в естестве мужчины и женщины, в их разделении эти свойства закладываются в творении, они такими мужчины и женщины создаются, чтобы рождать детей. Но не это главное, не в этом суть. Суть в полноте человеческого бытия.

Но разве Адам не в полноте? Зачем ему помогать и в чем? Имена животным он нарек один. В этом ли помощь ему? Я думаю, что здесь возникает вопрос, который имеет для Церкви первостепенное значение в исследовании философии и богословии брака. Исходя из того, как будет решаться этот вопрос, будут решаться вопросы безбрачия, монашества, духовной жизни или плотской жизни. Если подходить к этому вопросу деторождения, то тогда, действительно, человек есть животное, у которого есть необходимость размножаться, причем совершенно тогда не понятен смысл размножения - зачем множество такое великое. Затем становится непонятным тогда явление брака, ибо брак как супружество двух в смысле рождения детей не удовлетворителен в полном смысле слова. Для рождения детей могла существовать другая форма - полигамия. Она еще более способствует заповеди "плодитесь и множьтесь", и тогда смысл брака бы исчезал.Если в соитии мужчины и женщины главная цель - деторождение, тогда и все остальные условия деторождения должны быть направлены на это.

Но смотрите в творении появляется пара, и пара эта достаточна. В ней не появляется с необходимостью поиск третьего. В чем проявляется образ Божий? В троичности. Адам, Ева и сын Адама - как бы образ Троицы. Думаю, что такой строй мышления методологически не выдержан. Соотношение между Адамом и Евой совсем не такой, как между Лицами Святой Троицы, тем более между Адамом и сыном его рожденным тоже не таково. Хотя в некотором символическом образе это может угадываться. Но для нам важны некоторые фундаментальные вещи.

В силу того, что познание в Адаме связано с делением на качества и на действование духа в нем, ума и слова, любви, познание самого себя и стало быть познание Бога, было неполновесным. В силу того, что Адам не с необходимостью должен был познавать самого себя, он не обладал этим объектом познания. И стало быть, познанием Бога. Ибо в себе, в том числе и в себе он должен был познать Бога. Помимо того, что в непосредственном богообщении Адам познавал Бога, во всем мире и в творении мира он познавал Бога, он должен был Бога познавать и через самого себя.

И вот это познание через самого себя рождает в нем необходимость некоторого внутреннего отступления от себя, выходя из себя. Познание и любовь, и действие в Адаме с необходимостью предполагают выход из себя самого. И тогда Бог из него выводит новое существо и даем ему душу. Не душа Адама двоится, но Бог изводит Еву из тела Адама и дает ей душу. В тот момент, когда, как сказано в Библии, Бог привел Еву к Адаму, и он сказал: это плоть от плоти моей, кость от костей моих. Он увидел человека, но не в себе, а вне себя. А до этого он не мог видеть человека как творение. В Еве он впервые видит человека такого же, как он, причем это его сущность. Не сотворил Бог нового человека, человек уже создан и никакого нового творения не происходит, но появляется существо, которое есть действительно Адамова плоть, Адамово существо, но он видит это существо вне себя, он видит его как образ человека и познает в нем образ Божий. Таким образом познание человека становится не внутренним, субъектным, но субъектно-объектным. Он познает самого себя вне себя и можно сказать, что в этом смысле в Адаме впервые появляется со-знание, в зародыше, в возможности, потому что сознание предполагает одну чрезвычайно важную умственную процедуру - для того, чтобы сознавать себя, нужно выйти за рамки своего знания и увидеть, каков ты есть, со стороны. И можно предположить, хотя я на этом не могу настаивать, что появление перед Адамом Евы открыло в нем эту чувственную, доселе невозможную способность познавать себя вне себя. Он стал видеть “себя” в “другом”.

Заповедь "возлюбить с появлением Евы становится осуществляемой. Адам выходит из замкнутости в отношении к себе, вступает в диалог, и любовь рождается не как некое приобретаемое качество, а как врожденное качество, как качество, которое необходимо должно быть. Ева есть он сам, и в то же время есть выхождение из самого себя. Но поскольку это он сам, то не может быть никакого антагонизма, никакого противоречия между этими двумя этими субъектами, между двумя этими "Я". Есть полное соединение и приятие друг друга, потому что это и есть "Я". Можно сказать, что первозданная пара есть идеал человеческого брака, как начальной точки брака. В браке мужчина и женщина должны достигнуть такого соединения своих "Я", чтобы получилась одна плоть, одно естество. Таким образом то, что Адаму было дано как данность - единство, разделяется Богом, и становится его задачей. Его бытие теперь уподоблено единству, через двойственность.

Можно сказать так, что единство человеческого рода, вернее, единство человеческого существования на земле олицетворяет пара. И эта пара не двое людей, эта пара есть одно целое существо. Она есть единица измерения человеческой жизни. Это и есть брак. Брак как полнота человеческого существования на земле по воле Божией.

Рождение детей первой пары, рождение первого сына - оно нарушает равновесие, полноту. Адам и Ева - как бы некая достаточность друг для друга и перед Богом. Рождение третьего вносит дестабилизацию, происходит нечто совершенно новое, рождается множественный мир, и он уже в этой паре, в этой полноте не удерживается, он выходит за ее пределы. Поэтому можно сказать, что с рождением первого сына мир человеческий приобретает совершенно иное качество. Естественно, что внутри этой пары есть как бы два движения одновременно: это тяготение друг к другу, две половины, разделенные, стремятся к объединение, всецелому соединению, и чувственному, и плотскому, и духовному. И в то же время эти две половины являют собой два субъекта, между ними должен возникнуть некий антагонизм. Но этот антагонизм поглощен во-первых, любовью, во-вторых, совершенством, и, в-третьих, единственностью и единством. Этот антагонизм не становится враждебным, не становится реальным, исполненным. Он является только возможным. Грех открывает ему полные ворота. Через грех эта разделенность становится враждебностью, агрессией друг против друга. Но о грехе - в следующей лекции.

Неравенство. Теперь обратимся к вопросу о равенстве мужчины и женщины в этом смысле, смысле творения. Многие богословы подчеркивают, что женщина не обладает полнотою бытия человеческого по одной простой, так сказать, причине: Бог сказал, сотворим помощницу ему. Адам самостоятельный художник, самостоятельный творец, сотворец, а женщина, Ева, помощница ему. И как бы этим подчеркивается ее служебная, второстепенная роль, по сравнению с Адамом. Но можно сказать, что если в этой паре, в Адаме и Еве, есть безусловная полнота человеческого бытия, то тогда это не совсем совпадает с таким пониманием, что Адам и Ева не в равном положении, что она помощница, а он глава. Но несомненно то, и мы никак не можем обойти этот факт, что между мужчиной и женщиной не может быть с самого начала никакого равенства. И дело не в том, что Адам сотворен, а Ева изведена, - почти все богословы настаивают на этой разнице, - один человек - Адам - творится руками Божиими, другой человек - Ева - изводится из него недр, третий человек - сын Адама и Евы рождается по плотскому способу. Здесь как бы три ступени появления человека. И затем как бы все люди уже появляются третьим способом. Как бы три способа рождения человека."

Теперь о Ваших конкретных вопросах:

А) Алтарь это место священнослужения, поэтому мужчинам и мальчикам возможно там служить, они посвящаются Господу. Девочки же предстоят после Крещения перед Церковью и только.

Б) "Месячные" еще в Ветхом Завете считались не чистотой, что мешало женщинам приходить в храм. Сохранилось это и в христианстве.

В) Послеродовое 40-дневное воздержание от храма и Таинств тоже основано на иудейском законе, но смысла в Церкви Христовой найти не могу.

Священник Андрей Лоргус

С нетерпением жду ответа отца Андрея на Ваши вопросы. Но умоляю Вас, Ольга, не отлучайте себя от богослужений и Таинств, т.к. Вы отсекаете себя от источника, который исцеляет душу и рассеивает всякие смущения. Если Вы крещены и исповедуете Символ Веры, то где как не в Церкви просить у Бога вразумления.

Уважаемая Ольга!

Вы задаете "неудобные" для многих церковных людей вопросы. Действительно, на многие вопросы в Церкви нет "сформулированной позиции", не все "разложено по полочкам", четко и ясно определено методами формальной логики. Кроме того, существует и много формально противоречивых мнений, в том числе и святых отцов, по какой-либо проблеме. Так, например, одни Отцы говорят, что женщина более виновата в первородном грехе, т.к. она послушала змея, а другие приводят пример Пресвятой Богородицы, Которая единственная из людей, подверженных первородному греху, явилась выше Архангелов и Ангелов. Однако никогда и нигде никто из Отцов не говорил о том, что женщина - "существо второго сорта", что "муж не верующий - жена не спасется" и т.д. Эти измышления - продукт невежества людей, в том числе многовековых предрассудков и народных обычаев. А современные православные неофиты быстро все это подхватывают и пытаются другим навязать ошибочные мнения, считая, что все, кто с этим не согласен - чуть ли не враги Церкви. Можно все это слушать, но зачем же воспринимать это как истину в последней инстанции? Только на основании того, что они 5 лет в Церкви, а Вы 1 год? Плюс ко всему, одной из причин этих воззрений на женщину является всеобщее стремление женщин к эмансипации, т.е. освобождения от своего предназначения, данного им Творцом.

Да, между мужчиной и женщиной не может быть равенства, потому что в равенстве не может быть любви. А Бог есть Любовь и Его Заповедь суть: "Любите друг друга, как Я возлюбил вас". Мужчина и женщина созданы так, чтобы дополнять друг друга и в браке должна быть полнота: "Тяготы друг друга носите и тако исполните Закон Христов". "Не хорошо человеку быть одному". Даже в монашестве эта проблема существует, но она решается с помощью Благодати Божией многими усилиями и подвигами. Что же касается подчиненности женщины, т.е. послушания жены мужу, то в этом также проявляется любовь, если это послушание свободное и сознательное, а самое главное, в Боге. В послушании нет унижения, а есть смирение, т.е. следование Воле Творца. Гордыня же никому не приносит пользы - ни женщине, ни мужчине.

По поводу того, что мужчина входит в алтарь, а женщина нет - в этом тоже нет дискриминации, а опять же - установленный Богом порядок, в котором каждому существу отведено свое место и дано определенное предназначение. Для женщины - рожать детей и созидать дом, быть помощницей и утешением мужу, для мужчины - служить Богу в качестве священника, поддерживать семью материально, любить жену и заботится о ней, как о своей плоти. Нарушать этот порядок - значит спорить с Богом. Что же касается месячных очищений, на на этот вопрос я ответить не берусь.

В любом случае, в церковь ходить надо, даже если что-то не ясно и с чем-то не согласны. Как правило это несогласие происходит либо от неправильно понимаемой проблемы, либо от гордости, с которой нужно бороться. Многие недоуменные вопросы разрешаются именно после участия в богослужении и Таинствах, в практической жизни Церкви, иногда сразу, а иногда через много лет.

Простите, если что не так.

Мы нередко не придаём должного значения тем словам, которые встречаем в Новом Завете: в Евангелии, в Апостольских Посланиях. А там содержится мысль, которая совершенно изменяет взгляд на брак и по сравнению с тем, что было, и по сравнению с тем, что стало. Попытаюсь объяснить на примере.

В каком отношении между собой находятся различные части и детали, например, автомобиля? Их множество, из них собирается автомобиль, ибо он есть не что иное, как только совокупность правильно соединенных частей в одно целое. Поэтому его можно разобрать, разложить по полочкам, что угодно изменить, заменить

А человек – то же самое или что-то принципиально другое? Ведь, тоже, кажется, имеет множество «деталей» – членов и органов, тоже закономерно, гармонично согласованных в теле. Но тем не менее понимаем, что тело не составлено из руки, ноги, головы и так далее, не образовано из соединения соответствующих органов и членов, а является единым и неделимым организмом, живущим одной и единой жизнью.

Так вот, христианский брак – это не просто соединение двух «деталей» – мужчины и женщины, чтобы получился новый «автомобиль», которому безразлично, что в нём чему подчинено. Брак – живое тело, и такое взаимодействие членов, в котором всё находится в сознательной взаимозависимости и разумном взаимоподчинении. Он - не какая-то абсолютная монархия, в которой жена должна подчиниться мужу, или муж стать рабом жены. Православный брак – и не то равноправие, при котором не разберешься, кто прав, а кто виноват, кто кого должен, в конце концов, слушаться, когда каждый настаивает на своем. И дальше что? Ссоры-перездоры, кто кого в этот раз победит, хоть святых (иконы) выноси. И всё это в долгом-ль времени иль вскоре приводит к полной катастрофе семьи - ее распаду. С какими при этом переживаниями и бедами!

Да, супруги должны быть равны. Но равенство и равноправие – это совсем разные понятия, смешение которых грозит бедой не только семье, но и любому обществу. Так, генерал и солдат, как личности и граждане, конечно, равны, но они обладают и должны обладать разными правами. В случае же их равноправия армия превратится в хаотическое сборище людей, не способное осуществлять свою миссию. А в семье, какое возможно равноправие, чтобы при полном равенстве супругов сохранялось ее целостное единство? Православие предлагает следующий ответ на этот жизненно важный вопрос.

Отношения между членами семьи и в первую очередь между супругами должны строиться не по правовому принципу, но по принципу живого органического тела. Каждый член семьи это не отдельная горошина среди других, но живая клетка единого организма, в котором, естественно, должна быть гармония, но которая невозможна, где нет порядка, где анархия и хаос.

Хочется привести еще один образ, который помогает раскрыть христианский взгляд на взаимоотношения супругов. У человека есть ум, есть сердце. Как под умом разумеется не мозг, а способность мыслить, рассуждать и решать, так и под сердцем разумеется не орган, который качает кровь, но само средоточие человеческого существа – способность чувствовать, переживать, оживотворять все тело.

Данный образ – если смотреть в целом, а не индивидуально – хорошо говорит об особенностях мужской и женской природы. Мужчина действительно больше живёт головой. «Рацио» является у него, как правило, первичным в жизни. Женщина же живёт больше сердцем, чувством. Но как ум, так и сердце неразрывно соединены между собой и абсолютно необходимы человеку, так и в семье для ее полноценного и здорового существования совершенно необходимо, чтобы муж и жена не противостояли, а взаимодополняли друг друга, являясь, по-существу, умом и сердцем единого тела семьи. Оба «органа» равно необходимы для всего «организма» семьи и должны соотноситься между собой не по принципу соподчинения, а именно взаимодополнения. В противном случае никакой нормальной семьи не будет.

Теперь возникает практический вопрос, как этот образ можно применить к реальной жизни семьи? Вот, например, супруги покупать или нет какие-то вещи. Она: «Я хочу, чтобы они были!» – Он: «Ничего подобного, обойдемся и без них!» – И начинается накал страстей. Что дальше? Разделение между умом и сердцем? Может, разодрать на две части живое тело и бросить их по разным сторонам?

Христос говорит, что мужчина и женщина в браке уже не двое, но одна плоть (Мф.19:6), одно тело. Апостол Павел очень наглядно объясняет, что означает это единство и целостность плоти: Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Поэтому, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 15. 16. 21. 26).

Но как мы относимся к собственному телу? Апостол Павел пишет: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф.5, 29). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда руке больно, то плачут глаза. Когда глаза плачут – руки утирают слёзы.

Вот здесь и стоит вспомнить заповедь, которая изначально дана человечеству и подтверждена Иисусом Христом. Когда дело доходит до окончательного принятия решения, а обоюдного согласия нет, требуется, чтобы кто-то имел моральное, по совести, право последнего слова. И, естественно, это должен быть голос ума и необходимость добровольного подчинения ему сердца. Эта заповедь оправдывается самой жизнью. Мы ведь прекрасно знаем, как иногда чего-то очень хочется, а нам говорят: «Это не полезно». И мы признаем эти слова разумными и добровольно подчиняемся им. Вот и сердце, как учит христианство , должно контролироваться умом. Понятно о чём принципиально идёт речь – о приоритете голоса мужа.

Но ум без сердца – это ужасно. Это изображает известный роман английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн». В этом произведении главный герой, Франкенштейн, изображен очень умным существом, но не имеющим сердца – не анатомического органа тела, а способности любить, проявлять милосердие, сочувствие, великодушие и т. д. Поэтому Франкенштейна и человеком-то просто невозможно назвать.

Однако и сердце без контроля ума неминуемо превращает жизнь в хаос. Только стоит представить себе свободу бесконтрольных влечений, желаний, чувств…

Таким образом, муж, олицетворяющий ум может и должен упорядочивать жизнь семьи (так в идеале, в норме, в реальной жизни иные мужья ведут себя совершенно безумно). То есть единство мужа и жены должно осуществляться по образу взаимодействия ума и сердца в человеческом организме. Если ум здоров, он как барометр точно определяет направление наших влечений: в одних случаях одобряя, в других – отвергая, чтобы не погубить всё тело. Так мы устроены.

К подобному согласию призывает супругов христианство. Муж должен относиться к жене так, как относится к своему телу. Собственное тело никто из нормальных людей не бьёт, не режет, не причиняет ему нарочито каких-то страданий. Это главный принцип жизни, который в наибольшей степени соответствует тому, что называется любовью. Когда мы едим, пьём, одеваемся, лечимся, то по какой причине это делаем – конечно, по любви к своему телу. И это естественно, так и должно делать. Столь же естественным должно быть и подобное отношение мужа к жене и жены к мужу.

Наверное, ни о чем не написано столько, сколько об отношениях между . И в православном разрезе тоже. А может быть – особенно в православном разрезе.

Мне кажется, есть в православных взаимоотношениях мужчин и женщин некоторые нюансы, не совсем правильно понимаемые и той, и другой стороной. Поэтому часто одни обвиняют других (кто вслух, кто мысленно). Постоянно я встречаю публикации православных авторов, несколько агрессивно утверждающих мужскую доминанту. Скажем так: это верно лишь отчасти. Давайте вместе проследим по Писанию замысел Божий о мужчине и женщине.

Итак, впервые мы встречаемся с волей Божией о мужчине и женщине в (см.: 1: 26–29), где Бог заповедует человеческой семье плодиться и размножаться и владычествовать над зверями. Тут нет даже еще речи о какой-либо иерархии. Потому что вначале говорится о сотворении человека как феномена, а потом уже о разделении этого феномена. Как пишет : «В Божией идее человека, можно сказать – человека как гражданина Небесного Царствия, – нет различия на мужа и жену, но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие».

Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего

Во 2-й главе книги Бытие мы подробнее узнаем о сотворении человека: Адам был сотворен первым, Ева вторая – из ребра Адама, как «помощник, подобный» Адаму (ср.: Быт. 2: 20). Некоторые склонны усматривать иерархию в том, что Ева – помощница Адаму: раз она помощница, значит, Адам – главный. Однако чтобы правильнее понять это место, нужно задать вопрос: а в чем нужно было помогать Адаму? Конечно, в Бытии есть слова о том, что Адам должен был возделывать Эдем и хранить его (см.: Быт. 2: 15), но наивно полагать, что Адам с Евой по замыслу Божиему должны были пахать землю. «Что же недоставало в раю? – замечает святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот фрагмент. – Но если даже делатель и нужен был, то откуда плуг? Откуда другие орудия земледелия? Дело Божие состояло в том, чтобы делать и хранить заповедь Бога, оставаться верным заповеди… что если коснется (запрещенного дерева), то умрет, а если не коснется, то будет жить». В этом свете становится более понятным, что значит «помощник». Как говорят богословы, Адам не видел в раю одного – человека. И чтобы усовершенствоваться, ему не хватало в том числе и того, чтобы всмотреться в еще один образ Божий, выйти из себя , чтобы взглянуть на такое же создание Божие. С этой точки зрения Ева такая же помощница Адаму, как и Адам – помощник Еве. Помощник – в богопознании через ближнего.

Когда Господь привел Еву к Адаму, тот сказал: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 23–24). Сотворение Евы из ребра Адама также указывает не на подчиненное состояние Евы (яснее это будет видно далее), а на тождество их природы. Чтобы Адам и Ева были одой плотью поистине – для этого Господь использует для сотворения Евы не землю, как было со всеми животными и Адамом, а часть тела Адама.

В третий раз мы становимся свидетелями взаимоотношений Бога с человеческой семьей уже после грехопадения. После того как и Адам, и Ева сваливают свою вину за прегрешение на другого, Господь изрекает свой праведный суд. Вот тут нам нужно внимательно вслушаться в библейский текст: Господь «жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3: 16–19).

Обратим внимание: Бог оглашает Свой приговор. Всё, что написано в этих стихах, – кара Божия. То есть для женщины наказание – и скорбь беременности, и боль родов – далее логика не дает нам останавливаться, – и влечение к мужу, и господство мужа над ней. Это новое прочтение позволяет нам вернуться чуть назад и понять, что, если господство мужа над женой – наказание за грехопадение, следовательно, до грехопадения муж не господствовал над женой, но они были вполне полноправны. Как говорит : «Как бы оправдываясь перед женою, человеколюбивый Бог говорит: вначале Я создал тебя равночестной (мужу) и хотел, чтобы ты, будучи одного (с ним) достоинства, во всем имела общение с ним, и как мужу, так и тебе вверил власть над всеми тварями; но поскольку ты не воспользовалась равночестием как до лжно, за это подчиняю тебя мужу: и к мужу твоему влечение твое, и тот тобой обладать будет…

​Так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошей подчиненной. Лучше тебе быть под его начальством и состоять под его управлением, чем, пользуясь свободой и властью, носиться по стремнинам».

Собственно, и в Новом Завете апостол увещевает женщин также покоряться мужьям: «И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям» (1 Пет. 3: 1). Но тут уже есть и другая нота, совершенно немыслимая для ветхозаветных отношений: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1 Пет. 3: 7). Уже и женщина воспринимается не совсем так, как раньше, и любовь супругов воспринимается более духовно: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 25).

Однако мы видим из Евангелия, что и эти возвышенные отношения – не тот предел, которого мы должны достичь, не «план» Божий о человеке. Совершенство мы познаем из слов Христа, и относится оно к таинству будущего века: «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12: 25). И апостол говорит: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3: 28).

Неравенство мужчины и женщины – это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер

Итак, мы видим, что равенство мужчины и женщины нарушено грехопадением, неравенство же является частью отношений падшего сего мира, и нет в нем подлинной любви. Это наказание Божие, епитимья, а любая епитимья носит временный характер и прекращается с разрешением от греха. В Царстве Божием, где прощены и оставлены все грехи, все пребывают, как Ангелы, отличаясь друг от друга только благодатью и славой, которую святые прияли за свои подвиги, а совершенно не полом, титулом или иным чем земным.

На мысль приходит также аналогия из аскетических творений. Вероятно, все помнят, как рассуждает преподобный авва Дорофей о страхе Божием. Он говорит, что каждый христианин должен иметь его, но новоначальный и совершенный имеют его в разном качестве. Страх новоначального – страх раба, который боится наказания. Страх среднего – страх наемника, который боится потерять оплату труда. Страх совершенного – страх сына, который опасается опечалить родителя. В некотором смысле и женщина в Ветхом Завете оказывает послушание, как раба. В Новом – уже более как свободная, имеющая получить за это награду в вечности. И в будущем веке – входит в достоинство дочери, как мужчина – сына, и оказывает истинное послушание лишь Отцу.

Что следует из всех этих рассуждений? Прежде всего, предостережение мужчинам. Много мне, как священнику, случилось повидать мужчин, которые считают, что послушание – особенность женской природы, поэтому пытаются своей второй половине послушничество навязать словами, а иногда и делами. Видел я «православных» бородачей, которые за своеволие могли своей прекрасной половине и в зубы двинуть. Понятно, что таких уже не образумить, – их просто нужно отлучать от Причастия, пока мозги не встанут на место. Мое слово – к людям вменяемым. Не нужно прессовать женщин! Им и так нелегко. Кто на Небесах будет выше – знает только Бог.

За непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но и мужчины должны относиться к женщине, как к хрустальному сосуду

Да, женщины должны оказывать послушание, и, как говорит старец Паисий Святогорец, за непослушание от женщины отходит благодать Божия. Но точно так же и мужчины – должны относиться к женщине, как к хрустальному («немощнейшему», как говорит апостол) сосуду. Если мужчина может сказать, что он всегда так относится к жене, – ну что ж, такой муж вправе искать послушания. Но я думаю, что любой мужчина, положа руку на сердце, не найдет в себе непоколебимой снисходительности и терпеливости, постоянной ласки и отзывчивости, а значит, нечего и от других требовать святости. Как говорится, научись соблюдать акривию по отношению к себе – и узнаешь, как творить икономию по отношению к другим.

Еще очень важный момент послушания (безотносительно к кому бы то ни было): послушание тогда является истинным, когда осуществляется с первого слова. Так говорит . Если приходится повторить второй и третий раз – это уже не имеет отношения к добродетели послушания. Это требование, настоятельная просьба, «пиление» – но никак не послушание. И это так – в среде и монашествующих, и мирян, по отношению и к детям, и ко взрослым. (Речь, конечно, не о том, если человек не услышал или не понял.) Поэтому, дорогие, если вас не слушают с первого раза, то нужно задуматься не о том, как заставить человека подчиниться, а о том, стоит ли повторять второй раз (сейчас я говорю только о взрослых).

Третье. Как уже в начале статьи мы заметили, наказание мужчины – «в поте лица своего есть хлеб», то есть зарабатывать. В наших нелегких земных условиях иногда происходит так, что женщине приходится работать наряду с мужчиной. (Оставим в стороне досужие разговоры о том, что труд – облагораживает.) Получается, мало того, что женщина несет сугубо женское наказание – тяжесть беременности, рождения детей и послушания мужу, так еще должна и за мужчину «мотать срок» – вкалывать в поте лица. Понятно, что под тяжестью двойного наказания сломаться может любой человек. Я уже не говорю о том, что суровое мужское наказание совсем не по женским плечам. Понятно, что у женщины есть свои труды – и так было испокон веков. Речь сейчас не совсем об этом. Речь о том, что в нормальной житейской ситуации женщина не должна вкалывать с восьми утра до пяти вечера. И испокон веков женщина не была включена всё время, скажем, в полевые работы. Когда женщина была нужна – для помощи при уборке урожая или в каких-то других особых случаях, – конечно, она вставала в строй с мужчинами, но вне этого аврального времени у нее была своя специфическая сфера деятельности. Эта сфера – создание и поддержание семейного очага, что в некотором смысле вкладывается в пресловутое «к мужу твоему влечение твое». Это влечение и побуждает женщину сделать из дома такое уютное гнездышко, придя в которое муж особо остро понимает свое семейное счастье.

Поэтому если другого выхода в семье нет (я имею в виду заработок женщины), то мужчина должен с максимальным пониманием относиться к этим неспецифическим для женщин условиям существования. И если уж ярмо зарабатывания денег накинуто на обоих, то так же на обоих, а не только на жену, должна быть наброшена лямка домашних обязанностей.

Чадородие само по себе не спасает. А спасает тогда, когда приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости»

И еще несколько слов о третьем факторе в семье – детях. Сейчас много каких-то спекулятивных высказываний о значении многодетности в жизни, основанных на словах послания апостола Павла к Тимофею, что женщина «спасется через чадородие» (1 Тим. 2: 15). Однако как-то забывается, что через весь Новый Завет проходят главные условия спасения: наличие в человеке духа любви, смирения, кротости и т.д. Забывают то, что говорится через запятую после этих слов: «спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием » (выделено мной. – о. С.Б. ). То есть чадородие само по себе не спасает! Это не билет в Царствие Божие. А спасает в том случае, когда естественно приводит женщину (да и всю семью) к «вере и любви в святости». Из-за неправильного понимания этих слов некоторые многодетные мамы считают себя чуть ли не наполовину спасенными и презирают при этом малодетных и бездетных! Удивительно, как Священное Писание ничему нас не учит! Достаточно вспомнить ветхозаветные примеры праведных Авраама и Сарры, 20-летнюю бездетность Исаака и Ревекки, Анну – мать пророка Самуила, а также новозаветных праведных Иоакима и Анну, Захария и Елисавету, чтобы понять, из какого русла проистекает это фарисейское осуждение. Из церковной истории мы видим, что Господь одинаково благословляет и малодетных, и многодетных, и вовсе бездетных. Иоанн Златоуст был единственным ребенком в семье. Василий Великий – один из 9 детей. А в семье Иоанна Кронштадтского не было детей вовсе, потому что они с супругой дали обет целомудрия. И его подвиг – выше или невольной бездетности, потому что жить бок о бок с женщиной, со своей женой , и при этом соблюдать девство и целомудрие – это поистине пребывание в печи Вавилонской! Я думаю, монашествующие меня поймут.

Поэтому остережемся осуждения, братья. Остережемся жестокости и немилостивости. Остережемся всего, что противно духу любви Христовой, и Сам Податель сей любви пребудет с нами во веки.

 


Читайте:



Как и чем вывести клей с одежды — Устраняем свежие и засохшие следы

Как и чем вывести клей с одежды — Устраняем свежие и засохшие следы

Поделились Пятно на одежде само по себе неприятно, а если его не получается вывести, то это ещё и гарантия испорченной вещи. К одним из таких...

С чем носить платье зимой: удачные сочетания

С чем носить платье зимой: удачные сочетания

С внешностью это претензии к матушке-природе, а вот на шмотках мы выехать можем. Так что прям жирненько напишу: трикотаж ооооочень любит...

Как ухаживать за замшевой обувью зимой

Как ухаживать за замшевой обувью зимой

Замшевая обувь нуждается в особом уходе, поэтому многие обходят ее стороной. Уход за замшевой обувью в домашних условиях требует применения...

Подарок 7 летнему мальчику

Подарок 7 летнему мальчику

Новогодние празднества – это поистине волшебное время, которое, конечно же, с особым нетерпением ждут дети. И родителям, а также всем знакомым...

feed-image RSS