Разделы сайта
Выбор редакции:
- Шьем бусы из ткани. Бусы из ткани. Фото-идеи. Простейший вариант изготовления тканевых бус
- Ёжик из сосновой шишки — осенняя поделка для маленьких
- Как сделать тыквенный фонарь на хэллоуин Оригинальная тыква на хэллоуин своими руками
- Малознакомые новогодние волшебники и их странные привычки Китайский новый год дед мороз
- Юбка-пачка своими руками
- Каким подарком малышу поздравить папу и дедушку в день защитника отечества
- Красиво поздравить ирину с днем рождения Поздравок с днем рождения женщине ирина
- Какой гимнастикой можно заниматься беременным
- Крестильная рубашка: история и традиции Почему надо сохранить крестильную рубашку
- Что читать ребенку в три года?
Реклама
Генеалогический биологический и социальный анамнез. Методика составление родословной |
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ АНАМНЕЗ ЖИЗНИ АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ При сборе анамнеза заболевания используется не только расспрос больного и/или его родителей, но и тщательно анализируется вся имеющаяся медицинская документация, особенно у больных с хроническими заболеваниями (амбулаторная карта, выписки из стационара, анализы, протоколы исследований и т.д.). Выясняются первые симптомы и возможные причины заболевания, результаты объективного и лабораторно-инструментального обследования при первом обращении за медицинской помощью. Напр., у больных с ранее диагностированными острым лейкозом или апластической анемией обязательным является анализ гемограммы и миелограммы, полученных до начала терапии. Изучается проведенное ранее лечение, дозы и длительность приема лекарственных препаратов. У больного с острым лейкозом указывается фаза и наименование протокола (напр., фаза I протокола BFM-AML), у больного гемофилией описывается профилактическое лечение препаратами VIII фактора. Очень важным при сборе анамнеза заболевание является оценка эффективности лечения, динамика клинических проявлений заболевания и лабораторных показателей. Напр., у больного с острым лейкозом указывается достижение ремиссии или развитие рецидива, у больного с гемофилией – изменение частоты геморрагических проявлений, у больного с микросфероцитозом – динамика частоты гемолитических кризов. В заключении анамнеза заболевания указывается причина госпитализации и ее характер (плановая, экстренная). Анамнез жизни собирается в хронологическом порядке. Сведения о семье больного ребенка. Ф.И.О. возраст, образование, профессия, состояние здоровья, профессиональные вредности и вредные привычки: Состояние здоровья ближайших родственников Генеалогическое древо Заключение по генеалогическому анамнезу · Антенатальный период (факторы риска) Состояние здоровья матери во время беременности. Токсикозы в I и II половинах беременности, их проявления, кровяное давление, изменения в анализах мочи. Заболевания беременной, их лечение. Условия жизни, труда, питание во время беременности. Число беременностей (указать год для каждой) и чем закончилась каждая беременность. Характеристика настоящих родов (нормальные, родостимуляция, кесарево сечение, щипцы, ручное пособие и др.), продолжительность I и II периодов, осложнения в родах, время отхождения околоплодных вод, предлежание. · Характеристика новорожденного. Доношен или нет (указать срок беременности к началу родов). Оценка по шкале Апгар. Масса тела, окружность головы, груди, длина тела при рождении. Крик (слабый, громкий). Асфиксия. На который день отпал пуповинный остаток, зажила пупочная ранка. Не было ли сыпи, опрелостей. Желтуха: сроки появления, выраженность, как долго держалась. Первое прикладывание к груди, активно ли сосал. · Вскармливание. Время отнятия от груди, соблюдался ли режим кормления. Смешанное или искусственное вскармливание, причина его, с какого возраста. Какие заменители женского молока использовались? В каком количестве? Прикорм: с какого возраста? Чем? Витамины (соки): в каком возрасте, какие, систематически или нет? Профилактика или лечение рахита: витамины D 2 ,D 3 (с какого возраста, дозы, длительность), рыбий жир, УФО. Перевод на общий стол. Когда? Характеристика питания в данный момент. Аппетит: всегда ли хороший (удовлетворительный, снижен). Стул: всегда ли нормальный (устойчивый, нет). Стул в настоящее время. · Показатели развития ребенка. Масса тела в период новорожденности. Когда удвоил массу в сравнении с массой при рождении? Масса тела к 1 году и позже. Появление первых зубов. Сколько зубов было к 1 году? С какого месяца держит голову, переворачивается со спины на живот, сидит, ходит? С какого возраста улыбается, гулит, фиксирует глазами яркие предметы, хватает игрушки, говорит отдельные слова, фразы? В старшем возрасте - поведение в семье, в коллективе, когда начал посещать школу, успеваемость в школе. · Перенесенные заболевания. Во все периоды жизни: новорожденности, до 1-го года и старше. Упоминаются все перенесенные заболевания с указанием возраста; краткая характеристика перенесенных заболеваний (тяжесть, длительность течения, осложнения). Ставился ли диагноз экссудативно-катарального диатеза, рахита. Аллергические реакции на пищевые продукты, лекарственные препараты и другие средства. Отмечались ли сыпи в связи с приемом антибиотиков, лекарств, цитрусовых, шоколада и т.д. Диагноз клинический (пробанда). Ф. И. О. пробанда. Дата рождения и место рождения. Национальность. Являются ли родители родственниками, может быть дальними? Сведения о сибсах пробанда (родные братья и сестры); возраст (располагать с учетом последовательности беременностей у матери и их исходов); состояние здоровья. Сведения о матери: дата рождения, место рождения, национальность, профессия, какими заболеваниями страдает или страдала, если умерла, то в каком возрасте, и по какой причине? Были ли другие браки? Сведения о детях другого брака. Сведения о сибсах матери, родителях и потомстве (сбор по тому же плану). Сведения об отце и его родственниках в последовательности: сибсы, родители, сибсы родителей и их потомство. Если возможно, собираются сведения о прабабушках и прадедушках. Поколения обозначаются римскими цифрами, начиная с верхнего. В каждом поколении слева направо арабскими цифрами нумеруются все члены поколения. A, B, C – поколения родственников, темным цветом отмечены лица, имеющие заболевание, ? – нет сведений о состоянии здоровья, квадрат – мужчина, круг – женщина. При составлении схемы родословной необходимо придерживаться следующих правил: Расстояние между поколениями должно быть одинаковым; Каждый член родословной должен располагаться в своем поколении; Линии пересечения должны обозначаться четко. При употреблении различных символов для обозначения определенных признаков к родословной обязательно прилагается описание обозначений (легенда). После составления родословной анализ генеалогического анамнеза проводится в 3-х основных направлениях: Выявление моногенных и хромосомных заболеваний. Количественная оценка отягощенности генеалогического анамнеза. Качественная оценка отягощенности с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Для количественной оценки отягощенности генеалогического анамнеза используется индекс отягощенности генеалогического анамнеза (ИГО) или генеалогический индекс (Макарова 3.С.), определяемый по формуле: При генеалогическом индексе: от 0 до 0,2 - отягощенность низкая, от 0,3 до 0,5 - умеренная, от 0,6 до 0,8 - выраженная, от 0,9 и выше - высокая. Дети с выраженной и высокой отягощенностью относятся к группе риска по генеалогическому анамнезу. В заключении следует отметить, что профилактика наследственных болезней бывает первичная и вторичная. Первичная – предупреждает зачатие ребенка с наследственной патологией. Вторичная – коррекция проявления патологических генотипов. Вторичная профилактика имеет 5 подходов (позиций) 1. Управление экспрессией генов. 2. Элиминация эмбрионов и плодов с наследственной патологией. 3. Генная инженерия на уровне зародышевых клеток. 4. Планирование семьи. 5. Охрана окружающей среды. 6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня: 1.Дайте определение медицинской генетике: 2. Что обеспечивают генетический контроль гомеостаза: 1. нервная, эндокринная и иммунная системы 2. Ферментные системы органов и тканей. 3. Ферментные, фосфолипидные и другие системы клетки 4. все вышеперечисленное 3. Объем генетического груза за всю историю медицины составил: Б) 8,5 – 10,0%. 4. Доля мультифакториальных заболеваний в структуре хронической неинфекционной патологии человека составляет: 5.Синонимом врожденному пороку развития является: А) большие аномалии развития Б) малые аномалии развития 6. Является ли термин «врожденные болезни» синонимом термина «наследственные болезни»: 7. Врожденный порок развития - это: А) стойкое морфологическое нарушение органа, выходящее за пределы границ нормы и связанное с нарушением функции Б) стойкое гистологическое нарушение ткани или органа, находящееся у крайних границ нормы и не связанное с изменением функции 8. При каком значении генеалогического индекса отягощенность генеалогического анамнеза выраженная: А) от 0,3 до 0,5 Б)от 0,6 до 0,8, В)от 0,9 и выше 9. На предупреждение зачатия ребенка с наследственной патологией направлена профилактика: А) первичная Основой профилактической работы врача-педиатра является комплексная оценка состояния здоровья ребенка с использованием шести основных критериев. В условиях детских поликлиник для организации диспансерного наблюдения и проведения индивидуальных оздоровительных мероприятий используют комплексную оценку состояния здоровья детей с определением следующих критериев: Первый критерий, обусловливающий здоровье - особенности онтогенеза развития малыша от момента зачатия до настоящего времени, в него входят генеалогический, биологический, социальный анамнез. Второй критерий, определяющий здоровье - уровень физического развития и степень его гармоничности. Третий критерий - уровень нервно-психического развития. Четвертый критерий - уровень резистентности организма. Пятый критерий - уровень функционального состояния. Шестой критерий - наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития. Исследовав и оценив все перечисленные критерии, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья (I, II, III, IV, V). Особенности онтогенеза (первый критерий здоровья) . Он оценивается на основании полученных данных генеалогического (семейного), биологического и социального анамнеза (то есть историй жизни семьи). Оценка генеалогического анамнеза (ГА) производится путем составления родословной семьи ребенка, учитывая сведения о трех (лучше четырех) поколениях, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти. Анализ генеалогического древа проводится для выявления генных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.), количественной и качественной оценки отягощенности анамнеза с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Для количественной оценки отягощенности ГА используют индекс отягощенности (ИО), определяемый отношением общего количества хронических заболеваний или ВПР у кровных родственников пробанда о которых есть сведения (А) к общему числу всех родственников (Б), исключая малыша (ИО = А / Б). Генеалогический анамнез считается: - «благополучным» при числовом выражении ИО до 0,3, - «условно благополучным» при ИО от 0,3 до 0,6 - «неблагополучным» при ИО 0,7 и более. При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем. Неблагоприятные факторы, влияющие на плод во время беременности, могут оказывать свое влияние на ребенка и после рождения. Кроме явных врожденных пороков развития, у ребенка могут отмечаться функциональные изменения со стороны нервной системы, желудочно-кишечного тракта и других систем, нарушение адаптации, тяжелое течение заболевания. Оценка этих факторов обеспечивает более объективную характеристику уровня здоровья новорожденного, ребенка грудного возраста, а также позволяет прогнозировать здоровье в раннем детстве. Сбор и оценка биологического анамнеза Биологический анамнез (БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность, роды, ранний неонатальный (первые 7 суток), поздний неонатальный (до конца первого месяца) и последующее детство. В период беременности выясняют сведения раздельно о течение первой и второй половины беременности: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов. В родах и первые 7 дней выясняют - характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды, затяжные и др.), пособие в родах, оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.), оценку по шкале Апгар, крик ребенка, диагноз при рождении и выписке из родильного дома, срок прикладывания к груди и характер лактации у матери, срок вакцинации БЦЖ, гепатита В, время отпадения пуповины, состояние ребенка и матери при выписке из родильного дома. В течение первого месяца продолжают оказывать влияние на ребенка перенесенные родовая травма, асфиксия, недоношенность, гемолитическая болезнь новорожденного, острые инфекционные и неинфекционные заболевания, ранний перевод на искусственное вскармливание, пограничные состояния и их длительность. В период детства имеют значение повторные острые инфекционные заболевания, рахит, анемия, расстройства трофики тканей в виде дистрофии (гипотрофия, паратрофия), диатезы. Сведения о БА участковый педиатр получает из выписок родильного дома, дородовых патронажей, бесед с родителями. БА собирается при любом первом осмотре ребенка педиатром или другим специалистом, чаще это происходит при дородовых патронажах или при первичном патронаже к новорожденному, и тогда он включает все сведения. Оценка биологического анамнеза. БА расценивается как благополучный, если нет факторов риска ни в одном из периодов раннего онтогенеза. БА расценивается как условно-благополучный, если выявлены факторы риска в одном из периодов онтогенеза. БА - неблагополучный, если есть факторы риска в двух и более периодах онтогенеза. Второй критерий здоровья - оценка физического развития. К показателям физического развития (ФР), которые обычно рассматриваются врачами с целью контроля за динамикой процесса роста и развития относятся: масса тела, длина тела, окружность головы, окружность грудной клетки. Наряду с этими могут рассматриваться и другие показатели (кожно-жировые складки, окружности бедра, голени, плеча и др.). Для оценки показателей ФР используются нормативные центильные таблицы и шкалы (лучше региональные). Вначале оценивают каждый из показателей ФР, а затем анализируют их соотношение. Центильная шкала представлена шестью (или семью) колонками цифр, отражающими значение признака. Пространство между цифрами («коридоры») отражает диапазон величин признака. Коридоров всего 7 (или 8). Каждый измерительный признак (длина, масса, окружность головы, грудной клетки) может быть помещен в свою область или «коридор» центильной шкалы. Результаты измерения в области до 3 центиля указывают на «очень низкий» показатель; от 3 до 10 - на «низкий», от 10 до 25 центиля - на «сниженный» показатель. Значение показателей в зоне от 25 до 75 центиля принимается за «средние» или «условно нормальные величины». Область от 75 до 90 центиля указывает на «повышенный» показатель, от 90 до 97 - на «высокий» и от 97 центиля - на «очень высокий» показатель. Наибольшими отклонениями в ФР следует считать варианты оценок: низкий рост в сочетании с низкой массой тела (область до 3 центиля) и высокая масса тела (область выше 97 центиля) при любой длине тела. Вероятность патологической природы этих отклонений достаточно высока, поэтому дети с указанными показателями требуют обязательного обследования и консультирования специалистами, подробнее о здоровье детей на Deti-I-My.Ru . В условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов у ребенка может возникнуть равномерное отставание в росте и массе тела при несколько сниженной упитанности и тургоре тканей. Такое состояние у детей первого года жизни носит название гипостатуры; для детей старше года е этих случаях употребляется термин субнанизм. В первом полугодии отставание может быть у детей с пренатальной гипотрофией, во втором - при наличии врожденных пороков, энцефалопатии. Это состояние следует отличать от конституциональной низкорослости, где отсутствуют нарушения трофики, отставание в НПР, нарушение толерантности к пище. Здоровых детей можно отнести к одному из четырех соматотипов, которые определяются только у детей с гармоничным развитием. Отнесение ребенка к одному из соматотипов производится согласно сумме номеров областей или «коридоров» центильной шкалы, полученных для массы, длины тела и окружности грудной клетки. При сумме баллов (номеров) от 3 до 10 - ребенок относится к микросоматическому типу (ФР ниже среднего), При сумме от 11 до 14 баллов - мезомикросоматическому, От 14 до 17 - мезомакросоматическому (ФР среднее), При сумме от 18 до 24 баллов - макросоматическому (ФР выше среднего). Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей («коридоров») между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии, если эта разность превышает 2 - развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если превышает 3 и более - резко дисгармоничным. Если показатели окружности головы попадают в 1, 2, 7, 8 «коридоры», следует исключать заболевания, сопровождающиеся микроцефалией, краниостенозом, гидроцефалией. Все дети после 10 лет наряду с антропометрической оценкой должны иметь и оценку развития половых признаков. Третий критерий здоровья - оценка уровня нервно-психического развития (НПР). Контроль за НПР проводится при каждом диспансерном осмотре здорового ребенка врачом визуально, путем опроса матери и выявления уровня развития ребенка с помощью определенной методики. При оценке НПР детей в возрасте до 3-х лет руководствуются показателями нормального уровня по основным линиям развития, отраженными в таблицах. Итогами оценки является определение группы НПР. При соответствии НПР ребенка возрасту или превышении его выставляется I группа НПР. При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на один эпикризный срок - II группа НПР - При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на два эпикризных срока выставляется - III группа НПР При отставании ребенка хотя бы по одному показателю на три эпикризных срока - IV группа НПР. Эпикризным сроком для ребенка первого года жизни считается I месяц, для ребенка второго года - квартал и для третьего - полугодие. Четвертый критерий здоровья - уровень резистентности организма. Резистентность - совокупность генетически заложенных у малыша неспецифических защитных механизмов, обусловливающих невосприимчивость к инфекциям. Степень резистентности определяется по кратности острых заболеваний, перенесенных ребенком в течение года. В том случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (ИОЗ), который определяется отношением количества перенесенных ребенком острых заболеваний к числу месяцев наблюдений. Оценка резистентности: Хорошая, кратность острых заболеваний не более 3 раз в год (ИОЗ 0-0,32); Сниженная, кратность ОРЗ 4-5 раз в год (ИОЗ 0,33-0,49); Низкая, кратность ОРЗ 6-7 раз в год (ИОЗ 0,5-0,6); Очень низкая, кратность ОРЗ 8 и более раз в год (ИОЗ 0,67 и выше). Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний или имеет индекс частоты ОРЗ = 0,33 и выше. Синдром частой заболеваемости (СЧЗ) может быть транзиторным и «истинным». Для последнего характерна выраженная отягощенность генеалогического и биологического анамнеза, определенная качественная ее направленность. Кроме того наблюдается высокая частота ОРЗ, более тяжелое и продолжительное течение острых заболеваний, сохраняющиеся в течение 2-3-х и более лет. Критерии ЧБД это до 1 года - 4 случая инфекций, до 3 лет - 6 случаев, 4-5 лет - 5случаев, старше - 4 и более ОРЗ в год, а также наличие сопутствующих функциональных отклонений со стороны различных органов и систем, быстрое формирование хронических заболеваний, в том числе и очагов инфекции, измененный уровень функционального состояния организма. Уровень функционального состояния оценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований (ЧСС, дыханий, уровень АД, гемоглобина крови и др.), на основании анализа поведения, а также адаптационных возможностей ребенка. Быстрая и легкая адаптация к новым условиям социальной среды свидетельствует о нормальном функциональном состоянии, тяжелая, длительная - об измененном. Пятый критерий - показатели поведения. Важным индикатором ранних отклонений в здоровье и развитии, еще не получивших манифестного выражения, является поведение ребенка. Поведение ребенка отражает также и уровень возбудимости коры головного мозга, развитие психики, формы его социализации (способность контактировать со сверстниками, взрослыми, воспринимать обучение и др.). 1. Эмоциональное состояние (для детей I года жизни) положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное. 2. Настроение (для детей 2-6 лет); Бодрое, жизнерадостное, он охотно контактирует с окружающими, с интересом, активно играет, дружелюбен, часто (адекватно) улыбается, смеется, нет страхов; Спокойное - положительно относится к окружающим, менее эмоционален, спокоен, активен; Раздражительное, возбужденное - плаксивость, неадекватно относится к окружающим, может вступать в конфликты, могут быть аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты; Подавленное - вял, пассивен, неконтактен, замкнут, может долго плакать; Неустойчивое - может быть весел, смех быстро сменяется плачем, вступает в конфликты. 3. Засыпание - спокойное, быстрое, длительное, беспокойное с воздействиями (укачивание). 4. Сон (дневной или/и ночной) - глубокий (неглубокий), спокойный, (беспокойный), прерывистый, длительный, укороченный, чрезмерно длительный, с воздействиями. 5. Аппетит и пищевое поведение - хороший, неустойчивый, сниженный, избирательный, повышенный, отказ от пищи, мало ест, ест с жадностью, оставляет пищу. 6. Характер бодрствования - активен, малоактивен, пассивен. 7. Отрицательные привычки (автоматизмы, стереотипы) - нет отрицательных привычек, сосет пустышку, палец, язык, губу, одежду, раскачивается, выдергивает (крутит) волосы, часто моргает, онанирует, 8. Взаимоотношения с детьми и взрослыми - контактен, груб, агрессивен (кусается, царапается, дерется), ласков, навязчив, любознателен, инициативен, деятелен, легко обучается, нелюбознателен, заторможен, подвижен, уравновешен, медлителен, легко утомляем, боязлив и др. Оценка поведения и группы риска: Без отклонений; Незначительные отклонения (группа внимания) ~ отклонения по одному показателю; Умеренные отклонения (группа риска) - отклонения в поведении по двум - трем показателям; Выраженные отклонения (группа высокого риска) - отклонения по четырем - пяти показателям; Значительные отклонения (диспансерная группа) - отклонения в поведении по шести и более показателям. Шестой критерий здоровья - наличие врожденных пороков развития и хронических заболеваний. Пороки развития чаще диагностируются при рождении ребенка или в первые годы его жизни. Хронические заболевания могут возникнуть сразу или формироваться после перенесенных острых патологических состояний. Такие дети находятся на диспансерном учете у врача-педиатра и специалистов, в зависимости от характера заболевания. Выставляем группу здоровья. Исследовав и оценив все критерии здоровья, педиатр дает заключение о принадлежности ребенка к соответствующей группе здоровья: I, IIА, II Б, III, IV, V. Первая группа - здоровые дети, не имеющие отклонений по всем признакам здоровья, не болеющие за период наблюдения или имеющие незначительные единичные отклонения, не влияющие на состояние здоровья, не требующие коррекции, Вторая группа II А группа - также здоровые дети, но с неблагоприятным генеалогическим анамнезом; II Б группа - с риском возникновения хронической патологии, склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, обусловленных морфологической незрелостью органов и систем, с отягощенным акушерским анамнезом, часто болеющие или перенесшие одно тяжелое заболевание с неблагополучным течением реабилитационного периода и др. Третья, четвертая и пятая группы - больные дети с хронической патологией, пороками развития в состоянии компенсации (III), субкомпенсации(IV) и декомпенсации (V). Все дети с III, IV и V группой здоровья берутся на «Д» учет по форме № 030/у. У детей 11-V групп не обязательно должны быть отклонения по всем критериям здоровья - достаточно иметь отклонения по одному или нескольким критериям. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу. В процессе наблюдения за ребенком группа здоровья у него может меняться в зависимости от динамики состояния здоровья. Часто болеющие дети, а также дети, перенесшие острую пневмонию, вирусный гепатит, хотя и относятся ко II группе здоровья, в период реконвалесценции берутся на диспансерный учет по форме № 030/у. Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики Детских болезней с курсом ПО Зав. кафедрой, д.м.н., доцент Галактионова М.Ю. Преподаватель: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Ф.И.О., возраст ребенка Куратор: Студент (Ф.И.О), группа Красноярск, 2011 г. Фамилия, имя, отчество ребенка Возраст Дата рождения Жалобы ребенка (или матери) т.е. основная причина, заставившая обратиться к врачу или медсестре. Настоящее заболевание , т.е. последовательное изложение всех деталей по поводу жалоб с начала болезни. Анамнез жизни ребенка: Источником анамнестических сведений являются родители, родственники, воспитатель, сведения из амбулаторной карты, выписка истории болезни и другие медицинские документы. С ребенком старшего возраста также необходимо побеседовать, но при этом следует помнить, что ребенок внушаем, не может четко определить свои ощущения, а иногда может и умышленно ввести медицинского работника в заблуждение. Для педиатра расспрос имеет особое значение т. к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его родственниками. Очень важно быть предельно доброжелательным, спокойным, уверенным в себе. Следует спокойно выслушать родителей и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию. Направить рассказ матери в зависимости от ситуации Во время опроса не делать заключения, особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем мероприятиям, которые применялись коллегами. Детей младшего возраста заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с ребенком. При выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов. При сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни. Эффективному сбору анамнеза способствуют такие качества медицинского работника, как мягкость в обращении, уважение, понимание, сочувствие, доброта. Анамнез жизни детей раннего возраста включает: акушерский анамнез матери, вскармливание и развитие ребенка, его предыдущие заболевания, данные о лабораторных анализах, а также иммунизации. Следует выяснить: · от каких по счету беременности и родов родился ребенок; · были ли у матери аборты или выкидыши, предшествующие данной беременности, и как закончились предыдущие роды. Очень важно уточнить особенности течения беременности: · условия труда матери, желанный ли был ребенок в семье; · были ли токсикозы; · болела ли мать острыми вирусными заболеваниями (если «да», то в каком триместре); · не было ли во время беременности обострения хронических болезней, какие лекарственные препараты принимала женщина. · место рождения ребенка (имеются различия в распространенности тех или иных заболеваний в различных географических зонах) Затем выявляют факторы риска для здоровья ребенка в родах, после рождения и в периоде новорожденности: · наступили ли роды до срока, в срок или после срока; · продолжительность I и II периодов родов, время отхождения околоплодных вод; · родовспоможение (кесарево сечение, щипцы и др.), · осложнения в родах; · сразу ли закричал ребенок или была асфиксия · оценка по шкале Апгар; · время первого прикладывания к груди и активность сосания · масса и длина при рождении, МРК · выраженность и длительность желтухи; · состояние пупочной ранки; · какой процент массы потерял ребенок после рождения (физиологическая убыль массы) и к какому дню восстановилась первоначальная масса. Динамика психомоторного и физического развития : с какого возраста держит голову, поворачивается на бок, сидит, ползает, ходит, когда стал улыбаться, гулить, узнавать мать, произносить отдельные слоги, слова, фразы; · нарастание массы и длины тела на первом году жизни и в последующие годы; · время и порядок прорезывания зубов; Вид вскармливания : естественное(грудн ое), смешанное, искусственное; · когда ребенок первый раз приложен к груди? (в течение первых 30 мин после рождения, позднее) · как взял грудь (хорошо, сосал активно, сосал вяло) · режим кормления (по «требованию» ребенка, приблизительно через 3-3,5 часа; строго по часам 3-3,3 ч с 6 – часовым ночным перерывом); · естественное вскармливание до: указать возраст ребенка; · смешанное или искусственное вскармливание: причина перехода на искусственное вскармливание, с какого возраста, какие заменители женского молока использовались? · время и порядок введения прикормов; · перевод на общий стол (возраст) · питание ребенка после 1 года; · характеристика питания в данный момент (аппетит, любимые блюда); Перенесенные заболевания; Контакты с инфекционными больными; Профилактические прививки : против каких инфекций привит ребенок, соблюдались ли сроки прививок, были ли реакции на прививки и в чем проявлялись. Анамнез жизни для детей старшего возраста: · какой по счету ребенок. Как развивался в период раннего детства · поведение ребенка дома и в коллективе, для школьников – успеваемость в школе, какие предметы предпочитает · перенесенные заболевания и хирургические вмешательства · туберкулиновые пробы, и их результаты. Контакт с туберкулезными больными · половое развитие ребенка (сроки появления вторичных половых признаков и их последовательность). Семейный анамнез: · возраст родителей (при рождении ребенка, так как известно, например, что возраст родителей к моменту рождения ребенка превышает 40 лет, то у ребенка повышается частота возникновения некоторых генетически обусловленных аномалий); · их здоровье; · вредные привычки; · сколько детей в семье, их здоровье; · все заболевания у кровных родственников. · Генеалогическое дерево, начиная с ребенка до дедушек и бабушек вверх – по вертикали, и до братьев и сестер – по горизонтали. При необходимости объем генетического исследования может быть расширен. Полученные данные отразить в генетической карте. Схема построения генеалогического дерева Социальный анамнез – социально бытовые условия, которые могут влиять на развитие ребенка. В этой части анамнеза следует выяснить: · характер работы родителей; · участие их в воспитании ребенка дома или в детском учреждении, если он его посещает; · уточнить режим жизни (сон, прогулки, учебная нагрузка, время, затраченное на телепередачи, компьютерные игры); · материальную обеспеченность семьи; · имеет ли ребенок отдельную кровать или спит с кем - то из детей или родителей; · достаточно ли белья, одежды по сезону; · соблюдение гигиенических навыков, как часто принимает душ или ванну; поведение ребенка дома и в коллективе, интересы, вредные привычки, реакции на плохую отметку, замечания, наказания, взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Оценка генеалогического анамнеза (ГА) производится путем составления родословной семьи ребенка, учитывая сведения о трех (лучше четырех) поколениях, включая пробанда. Родословная должна содержать информацию о родственных отношениях в семье (не являются ли родители родственниками), национальности, числе кровных родственников в каждом поколении, их возрасте, состоянии здоровья, причинах смерти. Анализ генеалогического древа проводится для выявления генных и хромосомных наследственных заболеваний (болезнь Дауна, ФКУ, муковисцидоз, целиакия, лактазная недостаточность и др.), количественной и качественной оценки отягощенности анамнеза с выявлением предрасположенности к тем или иным заболеваниям. При качественной оценке отягощенности ГА отмечают однонаправленность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания одних и тех же органов и систем и мультифакторную отягощенность, если в поколениях родословной выявлены хронические заболевания разных органов и систем. Биологический анамнез
(БА) включает сведения о развитии ребенка в различные периоды жизни: беременность, роды, ранний неонатальный, поздний неонатальный и последующее детство. В период беременности выясняют сведения раздельно о течение первой и второй половины беременности: токсикозы первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности у родителей, отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител, хирургические вмешательства, вирусные заболевания во время беременности, посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов. Социальный анамнез представляет собой совокупность данных об образовании родителей, их месте и условиях работы, а также данные о месте и условиях жизни и другие данные, необходимые медицинскому работнику в той или иной ситуации. Этот вид анамнеза дает возможность оценить развитие ребенка, не отрываясь от контекста жизни семьи, в которой растет малыш. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Роковой взгляд: все плюсы и минусы наращивания, ботокса и ламинирования ресниц Ботокс ресниц техника |
Новое
- Ёжик из сосновой шишки — осенняя поделка для маленьких
- Как сделать тыквенный фонарь на хэллоуин Оригинальная тыква на хэллоуин своими руками
- Малознакомые новогодние волшебники и их странные привычки Китайский новый год дед мороз
- Юбка-пачка своими руками
- Каким подарком малышу поздравить папу и дедушку в день защитника отечества
- Красиво поздравить ирину с днем рождения Поздравок с днем рождения женщине ирина
- Какой гимнастикой можно заниматься беременным
- Крестильная рубашка: история и традиции Почему надо сохранить крестильную рубашку
- Что читать ребенку в три года?
- Как сделать стакан из треугольников